Открытие сезона в Большом театре ознаменуется тремя интереснейшими выставками

Первая – «Как прекрасен этот Минск, посмотри!» – составлена из работ фотокорреспондентов белорусских новостных агентств «Минск-Новости» и БелТА.

– Инициатор выставки – агентство «Минск – Новости» – предлагало провести ее на День Независимости 3 июля, – делится подробностями главный специалист по работе с общественностью Татьяна Александрова, – но тогда у нас в гостях был Президент страны, и к его визиту мы приурочили обширную экспозицию «Этапы большого пути». Вдобавок нам подумалось, что выставка, посвященная Минску, намного органичнее будет смотреться в День города, который в этом году почти совпал с открытием нашего сезона. Так что праздник получается двойной. А открываемся мы премьерой национальной оперы Владимира Солтана «Дикая охота короля Стаха». 8 и 9 сентября состоится ее третий и четвертый премьерный показ.

Татьяна Владимировна признается, что поначалу им хотелось видеть на этой выставке как можно больше фотографий театра и артистов.

– А потом мы поняли, что это действительно должен быть гимн нашему городу, – подытоживает она.

Город предстает на этих фото не просто как объект, а как непрерывно развертывающееся событие, как история, рождающаяся у нас на глазах. «Страницы большой летописи», – говорят в театре. Вы уже забыли, как всенародными усилиями строился алмаз Национальной библиотеки? Вы увидите его нарождающийся фундамент в обрамлении подъемных кранов. Вы увидите реконструированный стадион «Динамо» и церемонию закрытия II Европейских игр. Вы увидите покойного скульптора Владимира Жбанова, который дает интервью прямо в созданной им губернаторской карете.

И, конечно, Большой театр – один из главнейших символов Минска, его архитектурных и духовных доминант. Так было в 1930-е годы, когда театр только строился, а на окрестных заливных лугах еще паслись коровы. И вдвойне справедливо это сейчас, после реконструкции, после десятков лет славной истории, славных имен и постановок. Гордо высится он на Троицкой горе над Свислочью, над зеркальной гладью фонтана, над парками и скверами как символ нашего культурного могущества.

Но какая современность без истории?

Поэтому вторая выставка представлена Белорусским государственным архивом кинофотофонодокументов.

– Вы увидите редчайшие фото из коллекций Яна Балзункевича, Василия Каледы, Ольги Кукуни, Григория Луковникова и Николая Тагрина, – говорит Татьяна Александрова.

Из них только Ян Балзункевич был профессиональным фотографом.

– Собрание в несколько сотен фотографий, известное как «Архив Яна Балзункевича», датировано 1914 годом. В коллекции представлены изображения храмов: православных и католических, а также мест, где раньше были храмы. Снимки были сделаны в период с 1899 по 1914 год, – рассказывают в театре.

Василий Иванович Каледа – один из самых ярких людей нашей столицы. Фронтовик, ветеран финской и Великой Отечественной войн, заслуженный врач Республики Беларусь, один из основателей белорусской школы лор-хирургии. Он блестяще знал Минск, блестяще его фотографировал, коллекционировал старинные фотографии и открытки и щедро делился этим богатством с людьми. Во многих домашних библиотеках есть его альбомы. В 1969 году часть своих фотодокументов он передал в архив. Часть из них мы увидим; они относятся к концу XIX – началу XX века.

Ольга Григорьевна Кукуня – искусствовед, историк архитектуры, блистательный специалист по реставрации, автор многочисленных книг. Несмотря на возраст, она продолжает активно работать. С молодых лет активно, заинтересованно и очень личностно фотографировала город, занималась коллекционированием. В 2016 году передала в архив более полутора тысяч фотодокументов за 1898-1983 годы. На выставке мы увидим фотографии, посвященные Минску начала XX века.

Архив ветерана Первой мировой войны Григорий Луковникова – это снимки из семейного альбома Луковниковых, сделанные в ателье минских фотографов Т.Епифанова, М.Наппельбаума, С.Фишмана, К.Фельбингера.

– Также коллекция содержит фотографии периода Первой мировой войны, революционных событий и позволяет зрителям ощутить дух эпохи, – говорят в театре.

Кроме того, мы увидим кое-какие диковины из собрания Николая Спиридоновича Тагрина, который был в свое время основателем и бессменным руководителем ленинградского клуба филокартистов.

Казалось бы, двух ярких выставок вполне достаточно, чтобы потрясти воображение самого требовательного зрителя.

Но возле Камерного зала имени Л. П. Александровской расположится еще и выставка афиш Большого театра 1939 года.

– В то время на нашей сцене ставились оперы «Міхась Падгорны» Евгения Тикоцкого, «Русалка» Александра Даргомыжского, «Дрыгва» Анатолия Богатырева, балеты «Соловей» Михаила Крошнера, «Бахчисарайский фонтан» Бориса Асафьева, – говорит Татьяна Александрова.

Заметьте, все, кроме «Бахчисарайского фонтана» и «Русалки» Даргомыжского, – белорусская музыка.

– Все эти выставки можно будет увидеть в театре в течение сентября, – обещает Татьяна Александрова.

И это очень кстати, потому что на 8–9 сентября в зале осталось буквально несколько мест.

Встретимся в Большом! На спектаклях, на выставке, на мероприятиях, которых тоже будет немало. В частности, перед «Кармен» 14 сентября планируется встреча с главным хормейстером театра, народной артисткой Беларуси Ниной Ломанович.

juliaandr@gmail.com

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter