Рассказываем о самых ярких проектах шестого школьного дня

Открытая школа. Совместный проект «СБ. Беларусь сегодня» и Министерства образования

Шестой школьный день уже давно превратился в масштабный проект, который успешно развернулся по всей стране. На территории учреждений образования создаются уникальные творческие проекты. Они привлекают внимание к историческим событиям, объединяют семьи, показывают важность живого общения. А воспитательные традиции неизменны: преемственность поколений, уважение к истории страны, любовь к Родине. Мы заглянули в школы в разных уголках Беларуси, чтобы рассказать о самых интересных «субботних» проектах.

У семьи Рожковых сохранилось настоящее сокровище — личные дневники прабабушки и ее пиджак с медалями.
Фото Натальи Селенок.

Свить нити добра

Анастасии Яновской 20 лет, половину из них она занимается волонтерством

Помогать тоже надо уметь — чтобы не обидеть, не задеть чувства, самому не впасть в депрессию, когда, например, видишь больного ребенка или одинокого старика. Погрузиться в эту сложную тему Анастасии Яновской помогла педагог Центра дополнительного образования детей и молодежи Каменца Александра Дацкевич. С пятого класса Настя посещала волонтерский кружок. А поступив в университет, продолжила «школьное» дело: стала частым гостем в социальных приютах, больницах, детских домах семейного типа. Так показывает пример ребятам помладше, которые только начинают свой путь добра. 

Даже на детских площадках Анастасия Яновская собирает вокруг себя ребятню.
фото Алексея Столярова.

Педагог Александра Дацкевич говорит, что уже сложно сосчитать, сколько важных дел совершили ее воспитанники:
— Иногда отправлялись целой командой, надевали удобную одежду и засучив рукава устраивали генеральную уборку у одиноких людей. Организовывали велопрогулку и совмещали ее с облагораживанием памятников. 
Педагог всегда стремилась вдохновить как можно больше детей. И у нее возникла идея: почему бы не привлекать к волонтерству ребят, которые посещают другие кружки? Многие с радостью откликнулись. Сегодня в шестой школьный день они ездят с концертами в дома семейного типа, социальный приют, ­ТЦСОН. Работают как слаженная команда. Один танцует, второй поет, третий делает подарки своими руками. Александра Дацкевич признается:

— Самая большая награда для педагога, если его дело продолжается. И то, что мои воспитанники, будучи уже студентами, продолжают волонтерскую работу, очень вдохновляет.

Дневники памяти

В гимназии № 8 в Витебске создали сетевой музей: в нем собрано более 60 реальных историй из военного прошлого

Он жадно читает строчку за строчкой. Иногда его кулаки сжимаются от злости — так, что костяшки пальцев становятся белыми. В отдельные моменты мальчик захлопывает тетрадь, смотрит вдаль, но потом снова открывает... Ученику 6‑го класса Александру Рожкову досталось настоящее сокровище — личные дневники прабабушки Евгении Громовой и ее пиджак с медалями. Эти реликвии стали одними из самых важных в проекте витебской гимназии № 8, где дети вместе с педагогом создали уникальный сетевой музей. В нем более 60 душещипательных историй из прошлого, а еще виртуальная экспозиция с семейными ценностями.

На столе — книги, фотоальбомы и две увесистые папки. В одной важные документы, стихи, в другой — воспоминания. Мария Рожкова, мама Александра, берет одну из них, развязывает тесьму, открывает тетрадь: «Моя бабушка, Евгения Громова, по натуре была педантом. Видите, как все аккуратно сложено, подписано». Затем она подходит к шкафу, показывает пиджак Евгении Устиновны, осторожно, еле касаясь, проводит по медалям ладонью:

— У нас есть традиция — достаем его на 9 Мая. Ей было лет 14, когда пришли немцы. Она из маленькой деревни Прошки, самой северной точки, которая находится на стыке сразу трех стран — Беларуси, России, Латвии. Как только началась война, здесь организовали интернациональное подпольное движение. Бабушка часто вспоминала один случай. Враги пришли в деревню неожиданно, партизанам надо было скрыться. Она моментом сориентировалась: сыграла недалекую сельскую девчонку, которая без раздумий указала, куда пошли партизаны. У фашистов даже мысли не возникло, что их направили в совершенно другую сторону. Спаслось огромное число человек. Воспоминания бабушки отразились в книге Владимира Хазанского «Спросите у берез».

В этой семье с большим трепетом хранят каждое воспоминание из прошлого. Саша Рожков поделился, что не меньше его вдохновила история второй прабабушки — Раисы Безлюдовой. Она побывала в концлагере. И всегда вспоминала один страшный момент. В комнате, где содержалось очень много людей, стоял горшок с помоями. Однажды она в сердцах выплеснула его содержимое на немца. В ту же секунду десятки глаз замерли в напряжении: «Все. Не жилец». Она сама не понимала, как ей «всего лишь» назначили удары палкой. Рая была очень худенькая — косточки, обтянутые кожей. Видимо, ее пожалели. Один сильный удар пришелся по спине, а остальные — мимо. 

Этими историями Александр Рожков поделился со своими сверстниками. Он и другие дети приняли участие в проекте «Диалог поколения — территория единения». В шестой школьный день они по крупицам собирали факты из прошлого. Учителю истории Алле Мильман удалось вдохновить ребят: 
— Мы создали сетевой музей с электронным каталогом «Книги семейной памяти». В нем более 60 рассказов от наших учеников. Некоторые заслуживают того, чтобы написать книгу или снять фильм. Так, Егор Станкевич поведал романтическую историю, как его прабабушка вынесла прадедушку с поля боя на руках. Он пообещал, что найдет ее после войны. И сдержал слово. Также мы открыли виртуальную экспозицию «Семейная реликвия» — в ней фотографии того, что бережно сохраняют и передают из поколения в поколение. Часы, кортик, пиджак — за каждой вещью своя тайна.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Андрей Иванец, министр образования:

— Шестой школьный день предназначен для того, чтобы мы занимались именно воспитательной работой. Каждый руководитель школы, классный руководитель, педагог, учитель в своей работе, которую он выстраивает именно в этот день, должен ставить во главу угла наше историческое наследие и патриотическое воспитание. Сегодня мы пересматриваем рекомендации по проведению шестого школьного дня, которые были даны пять лет назад. Понимаем, что время идет. В современных реалиях должны находить более эффективные подходы именно в вопросах патриотического воспитания молодежи.

Наставить на путь истинный

В Рогачеве молодых специалистов готовят со школьной скамьи

Определиться со своим предназначением лучше до момента, когда за плечами уже несколько лет учебы в вузе. Поэтому в Рогачеве для школьников развернули масштабный профориентационный проект. Его цель — помочь ребятам в выборе профессии. Так, одна из участниц Софья Елфимова кардинально поменяла свои планы. Решила заниматься ландшафтным дизайном, хотя до этого хотела поступать в медуниверситет.

Софья Елфимова стала одной из участниц профориентационного проекта.
ФОТО ИННЫ БЕРЕЗЮК.

— Если ты любишь свою профессию, то будешь увлечен ею 24 на 7, — уверена мама Софьи Марина Елфимова. — Когда‑то я уговорила старшего сына поступать по профессии, к которой у него не лежала душа, а потом жалела об этом. Поэтому принимаю позицию дочки. 

Наталья Шишова, заместитель директора по воспитательной работе в школе № 5 Рогачева, вспоминает, как все начиналось:
— Провели анкетирование и увидели, что большинство старшеклассников старается выбрать свою будущую профессию, основываясь на предпочтениях родителей, советах друзей, престиже, возможности хорошо заработать. Только единицы задумывались о дальнейшем трудоустройстве. А ведь популярность в мире и востребованность на рынке труда — зачастую противоположные вещи. Поэтому мы поставили цель сориентировать учащихся на выбор позиций, актуальных в нашем регионе. Так мы получаем молодые кадры, а ребята — гарантированное рабочее место, если вернутся на малую родину. 
Ребята целый год изучали разные направления — ходили на экскурсии, посещали производственные участки. В итоге к концу учебного года у каждого была индивидуальная карта профессионального выбора, ее образец Наталья Шишова показывает на экране компьютера:

— На ее основании каждый ребенок получил рекомендации для дальнейшего профессионального самоопределения с учетом способностей и возможностей, необходимых качеств для конкретной сферы, потребностей региона. В прошлом году 11 человек, которые никак не могли определиться с будущим, выбрали свой профиль, поступили в соответствующие учебные заведения. Теперь ждем их в городе уже в качестве молодых специалистов.

azanovich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter