Школу для онкопациентов открыли в РНПЦ онкологии и медицинской радиологии им. Н. Н. Александрова

Откровенный разговор о страхах

Новый проект по профилактике рака организовали сотрудники гинекологического отделения РНПЦ онкологии и медицинской радиологии имени Н. Н. Александрова и представители Центра поддержки онкопациентов «Во имя жизни». Школа здоровья как форма работы — частая практика в медицинских учреждениях. Но у нас для людей, больных раком, такую программу создали впервые. «Как жить с онкологическим диагнозом?» — вот главный вопрос, на который специалисты и участники школы будут искать ответ вместе. 

Фото Виталия ПИВОВАРЧИКА

Не каждый способен открыться

Руководителя сообщества «Во имя жизни» Ирину Жихар называют человеком-легендой. Легенда Ирины возникла от ее боли. Она уже 24 года живет с болезнью. Первая встреча с раком случилась в 27 лет. Потом было еще две. Ира пережила три курса лечения, каждый продолжительностью больше года. Теперь у Ирины Жихар «тройной» опыт: операции, химиотерапия, лучевая и гормонотерапия. Опыт борьбы с непростым недугом.

Ирина ЖИХАР трижды победила рак

«А как мне жить дальше?» Вот первый вопрос, который возникает у заболевшего раком. Когда он встал перед Ириной, она не знала, где искать ответ:

— Не всякий доктор готов порассуждать на эту тему. Просто не хватает времени. Но выздоровление возможно, когда врачи и пациенты вместе. И это то, ради чего мы проводим школу. 

Врач-хирург Андрей Плетнев как раз тот доктор, который готов отвечать на сложные вопросы: 

— Я понял, что нужно создавать информационное поле. У нас родилась идея организовать школу, чтобы обсуждать проблемы, связанные с грозным заболеванием, в отведенное для этого время. Рак на самом деле  не приговор. Если правильно относиться к диагнозу, изменить образ жизни, то и лечение будет успешным. 

Весь ужас рака

В августе Ира отмечает свой второй день рождения. День рождения улыбки. Свет и радость вернулись после успешного лечения опухоли на лице:

— 1994 год. Твой диагноз сообщают только родным, и ты не понимаешь, что происходит. Мне карточка в руки попала. Открыла ее и потеряла сознание. Я училась тогда в аспирантуре. Собиралась замуж. Все рухнуло за одну секунду. Наверное, в этом и есть весь ужас рака. Пришла домой и стала убирать в квартире. Казалось, я скоро умру, значит, должно быть чисто. Конечно, не каждый готов принять правду сразу, но мне кажется, только тогда человек понимает, что нужно остановиться и подумать о себе, когда осознает, в какой ситуации находится. 

«Надеюсь, я здесь ненадолго», «Мои стекла просто перепутали, не может быть, чтобы я заболела», «Меня зря пичкают химией» — так реагируют пациенты, впервые встретившиеся с раком. Руководитель психологической службы онкоцентра Екатерина Аверкова поясняет: эти люди сейчас проживают стадию отрицания болезни. Но человек начинает выздоравливать, когда признает, что болен.

— Эти новости валят с ног, вырубают начисто, — Ирина хорошо понимает знакомых по несчастью. — А потом открывается то, ради чего стоит жить. Я поняла, что очень люблю свою маму. Оказалось, мой богатый жених не готов создать со мной семью. И тут случилось первое, от чего хотелось бы предостеречь. Я решила, раз здоровые женщины порой в тяжелых отношениях с мужчинами, то что уж говорить про меня, больную. А когда предает близкий человек, перестаешь верить всем. Я подчинялась этому стереотипу 16 лет, пока не узнала историю о том, как мужчина женился на женщине с четвертой стадией рака. Думала, он болен. Специально поехала в Брест, чтобы его увидеть. Увидела здорового красивого мужчину, который действительно взял в жены онкопациентку. Помню, как рыдала в парке от того, что сама себе внушила: раз заболела, то у меня не может быть отношений, я не смогу создать семью, родить детей. 

Выздоровление возможно, когда врачи и пациенты вместе

Такие мысли в онкоцентре посещают многих женщин. В школе намерены регулярно обсуждать эту тему. Рядом стоит еще одна проблема, которая волнует в онкологии едва ли не каждого: как принять свое тело после операции, свою внешность после химиотерапии. Ирина Жихар с ходу рекомендует женщинам книгу Эмили Нагоски «Как хочет женщина». В дальнейшем об этом будут говорить в ходе проекта специалисты. 

Еще одна сложность, с которой сталкиваются онкопациенты, — отношения с близкими. У родных в связи с непростой ситуацией не всегда получается найти нужные слова. Они страдают по-своему. Больной человек требует к себе повышенного внимания или, наоборот, уходит в себя. О том, как не утратить близость в семье, тоже будут беседовать в рамках школы. 

Хотеть жить

Ирина очень хотела жить, но не знала, что для этого делать. В то время писали о раке мало, говорили шепотом. Зато его заговаривали шептухи. 

Сегодня в информационном потоке можно утонуть. Так легко выбрать ложный путь и потерять жизнь. «На онкопациентов никто не учит. Мы люди с разным образованием и жизненным опытом. В стрессе не можем здраво оценить то, что, например, пишут в интернете. Я рекомендую читать книги, основанные на научных исследованиях: Р. Беливо «Продукты против рака», Д. Шрейбера «Антирак», — говорит Ирина. 

Перепонки грецких орехов на керосине, сода, мухоморы, гриб веселка — люди, над которыми нависла угроза смерти, в панике ищут панацею. Но если бы была волшебная таблетка от рака, его бы уже победили. Здоровье — это труд, убеждены пациенты, прошедшие через лечение. 

— До болезни я загоняла себя работой, жила всухомятку. Мне казалось, меня это не коснется, — Ирина переосмыслила свою жизнь. — Я благодарна болезни, потому что те краски, которые она открыла, в здоровом состоянии не увидишь. Во время второй болезни очень боялась химиотерапии. Друзья принесли гитару. От страха я запела. Оказалось, у меня есть голос. Моя мама не помнила, как я лечилась, она помнила, как я пела. После третьего эпизода и операции я не могла петь и говорить. Чтобы вернулся голос, приходилось много заниматься. Если нельзя носить тяжести, лучше несколько раз сходить в магазин. Важно укреплять иммунитет. В этом помогают правильное питание, физкультура. Нужно найти то, чем нравится заниматься, от чего получаем удовольствие. Каждому важно понять, что нужно изменить. 

Руководитель сообщества «Во имя жизни» от страха перед химиотерапией запела

В кабинете Екатерины Аверковой пациенты часто признаются, что не хотят жить. 

— С такими тяжелыми мыслями обязательно нужно обращаться к специалистам, — говорит она. — Хорошо, когда опытом делится и поддерживает уже переживший страдания человек. Но иногда нужен взгляд со стороны, потому что у психолога или врача-психиатра, психотерапевта есть другие качества, чтобы помочь. 

Организаторы школы планируют проводить занятия два раза в месяц в РНПЦ онкологии и медицинской радиологии имени Н. Н. Александрова. Пациенты смогут обсуждать волнующие их вопросы с разными специалистами и бывшими онкопациентами. 

Рак — непростой диагноз. Вокруг этой темы много мифов. Еще одна цель проекта — их развенчать. 

— Мы хотим распространить эту программу на регионы, — делится планами Ирина Жихар. — В нашем центре «Во имя жизни» также проводим группы взаимопомощи. Психоэмоциональное состояние — один из основополагающих факторов выздоровления, поэтому важно поддерживать друг друга. Создаем группы взаимопомощи, где равный помогает равному. 

kasiyakova@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter