Откровенный разговор

Беларусь, Россия и Казахстан готовятся к запуску Евразийского экономического союза с 1 января 2015 года

Беларусь, Россия и Казахстан готовятся к запуску Евразийского экономического союза с 1 января 2015 года

Однако, как показало прошедшее 29 апреля в Минске заседание Высшего Евразийского экономического совета, сторонам необходимо проделать еще немалую работу, чтобы преодолеть разногласия по ключевым вопросам интеграции.

Самый главный из проблемных вопросов – изъятия, которые до сих пор мешают полноценно реализовать принцип свободного движения товаров, услуг, рабочей силы и капитала в рамках Единого экономического пространства. По самым скромным подсчетам, на сегодня в нормативной базе Таможенного союза и Единого экономического пространства присутствует более 800 норм изъятий, ограничений и отсылочных норм к национальным законодательствам. К марту этого года Евразийская экономическая комиссия должна была представить так называемую белую книгу изъятий в ТС, в которой были бы отражены переходные периоды и сроки, когда эти изъятия перестанут действовать. Однако работа по созданию белой книги все еще продолжается. Как известно, также была перенесена и дата подписания Договора о Евразийском экономическом союзе – с изначально запланированного 1 мая на 29 мая.

Будет ли подписан Договор 29 мая – пока что вопрос сложный. До сих пор не найдены компромиссы с Россией по ряду существенных позиций для Беларуси и Казахстана. В частности, Беларусь настаивает на отмене нефтяных экспортных пошлин, которые Минск выплачивает в бюджет Российской Федерации, на сумму 4 млрд долларов в год. Казахстан же, будучи, как и Россия, страной – производителем нефти, заинтересован в их сохранении. К тому же Казахстан хотел бы получить недискриминационный доступ к российской железнодорожной инфраструктуре и нефтепроводам.

Однако, как стало известно после заседания Высшего Евразийского экономического совета, общий рынок нефти и газа Евразийского экономического союза сформируется только к 2025 году, что значит, по сути, сохранение изъятий по нефти еще в течение 10 лет. Это не тот сценарий, на который сегодня рассчитывает Минск. Именно поэтому Президент Беларуси Александр Лукашенко и предложил поговорить о Евразийском экономическом союзе лет через десять, когда будут отменены абсолютно все изъятия.

В связи с этим не лишним будет вспомнить, как начинался Европейский союз, тем более что российские эксперты обычно приводят в пример для подражания именно европейский интеграционный проект. Так вот, история ЕС начиналась с образования в 1951 году так называемого Европейского объединения угля и стали – международной организации, объединившей каменноугольную, железорудную и металлургическую промышленность Франции, ФРГ, Италии, Бельгии, Нидерландов и Люксембурга. ЕОУС ставило своей целью создание общего рынка для модернизации и повышения эффективности производства в угольной и металлургических областях, а также улучшения условий труда и решения проблем занятости в этих отраслях экономики. Интеграция этого важнейшего в то время сектора хозяйства открыла путь для интеграции и других отраслей экономики, следствием чего стало подписание 25 марта 1957 года членами ЕОУС Римских договоров об учреждении Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом).

По аналогии логично было бы создать общий евразийский рынок нефти, нефтепродуктов и газа еще до запуска Евразийского экономического союза, а не через десять лет.

Несмотря на существующие разногласия, стороны подтвердили готовность двигаться далее в сторону создания Евразийского экономического союза. Однако успешность реализации евразийского проекта будет прежде всего зависеть от готовности сторон выполнять взятые на себя интеграционные обязательства и соблюдать достигнутые ранее договоренности. Еще не в полной мере функционирует Единое экономическое пространство, до запуска Евразийского экономического союза более чем полгода, а в проекте Договора уже фигурирует следующая стадия интеграции – Евразийский союз, что сегодня, исходя из спектра нерешенных задач, представляется несколько преждевременным.

Превращать интеграцию Беларуси, Казахстана и России в процесс ради процесса не в интересах ни одной из сторон. Поэтому еще есть время, чтобы подумать над тем, как изменить подходы к интеграции, чтобы евразийский проект стал успешным и конкурентоспособным на мировой арене.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter