Откровенный «Лiстапад»

День открытия XIV Минского международного кинофестиваля «Лiстапад–2007» для журналистов превратился в настоящий тотализатор...
День открытия XIV Минского международного кинофестиваля «Лiстапад–2007» для журналистов превратился в настоящий тотализатор. Если утром количество стран–участниц определялось числом 34, к обеду их было уже 36, а на церемонии официального открытия, подсчитав всех гостей, председатель оргкомитета, заместитель Премьер–министра Беларуси Александр Косинец не без удовольствия назвал новые цифры: 42 страны и более 160 художественных, анимационных и документальных фильмов. Пожалуй, никаких дополнительных цветистых фраз тут больше и не требуется...

Гости

Для многих из них визит в Минск — отличная возможность обсудить друг с другом нынешний кинопроцесс. У старшего поколения артистов эта тема — по–прежнему открытая рана, хотя бурное развитие современного кинематографа уже никем не ставится под сомнение. Но Валентина Теличкина, например, прямо так и говорит: «Я счастлива, что могу не сниматься», имея в виду, что может позволить себе роскошь отказаться от участия в тех проектах, которые ее не устраивают. И это не маска — сниматься ее приглашают все так же часто, но Валентина Ивановна предпочитает «жюрить» кинофестивали, не желая «поддерживать всякую пошлость», как сама говорит. Хотя, как любая актриса, мечтает о новой роли.

— С удовольствием сыграла бы какую–нибудь матушку или бабушку в детской сказке, любого зверька сыграла бы, только детское кино сейчас снимают так редко, — сетует народная артистка России. К слову, к концу недели Теличкиной предстоит вынести вердикт детскому кинематографу 8 стран мира — теперь она не просто гостья «Лiстапада», а председатель жюри конкурса детского кино.

Зато Дмитрий Иосифов, с легкой руки Леонида Нечаева получивший пожизненное «звание» Буратино, и Яна Поплавская, которую до сих пор узнают как Красную Шапочку, приехали в Минск из чистой сентиментальности — вспомнить город детства и повидаться с белорусскими друзьями. Известный своей нелюбовью к фестивалям, ради «Лiстапада» Дмитрий отложил важную заграничную поездку и перенес озвучивание своего нового фильма. Тем не менее 1 января на ТВ состоится премьера лирической новогодней комедии Иосифова «Суженый–ряженый» с Марией Порошиной в главной роли.

К сожалению, не все приглашенные легенды советского кино смогли приехать на наш «Лiстапад» — увы, возраст... Нездоровье задержало дома и Элину Быстрицкую, еще год назад блиставшую во время гастролей Малого театра в Минске. За специальный приз Президента Беларуси «За сохранение и развитие традиций духовности в киноискусстве», присужденный ей на «Лiстападзе–2007», Элина Авраамовна благодарила по телефону...

Слухи

А еще «Лiстапад» — редкая возможность проверить многочисленные слухи, которые бурлят вокруг людей известных часто даже без малейших на то поводов. Вот и Яна Поплавская опровергла новость, которую в эти дни живо обсуждают в Интернете: сниматься в продолжении нашумевшего советского фильма «Маленькая Вера» она не будет, хотя в свое время и пробовалась на роль юной скандалистки. У матери двоих сыновей сейчас другие интересы — недавно, например, она снялась в роли отчаянной мамаши Маленькой разбойницы в новой экранизации «Снежной королевы» и по–прежнему большую часть своей жизни тратит на помощь больным детям.

— К сожалению, пока я не нашла того фонда, которому верила бы стопроцентно, — говорит Яна, — поэтому родители больных детей обращаются ко мне напрямую. Мой имидж — определенная гарантия для людей.

Зато Виктор Сухоруков подтвердил, что отказал–таки культовому Питеру Гринуэю.

— Вообще–то эта история не стоит того, чтобы о ней говорили на международном кинофестивале, — считает Виктор. — Но так и быть, расскажу. Гринуэй действительно приезжал в Москву, выбирал актеров для нового фильма. Пригласили и меня. Прихожу к нему на прием — а там та–акая очередь! 10, 20 минут жду, и вдруг выходит девочка и говорит: «Господин Гринуэй сейчас пойдет обедать, но сначала хотел бы посмотреть актера Сухорукова». Вне очереди, значит... Я возмутился — развели тут стоматологический кабинет, хочет обедать — пусть обедает. И ушел...

Фильмы

Пытаться определить лидера конкурса «Лiстапад» даже не берусь — почти все фильмы первых конкурсных дней минская публика оценила высшим баллом. И дело совсем не в великодушии наших зрителей, хотя на щедрые оценки «листопадовским» фильмам они традиционно не скупятся. Но большинство картин в программе нынешнего «Лiстапада», бесспорно, достойные киноленты.

И, пожалуй, уже можно говорить о новой тенденции в мировом кино. Большинство конкурсных картин так или иначе посвящено военной теме. Но теперь о войне снимают уже «без войны». Скажем, фильм Виталия Мельникова «Агитбригада «Бей врага!» — это лирическое путешествие четверки ссыльных под неусыпным оком «уполномоченного по культуре» по таежным хуторам и поселкам. До окончания войны остаются считанные месяцы, ссыльные крутят патриотическое кино и поют хуторянам песни, становясь героями забавных мини–историй, — совсем как ефрейтор Збруев в одном из ранних фильмов Мельникова. Но лиричным и забавным это путешествие будет только до поры... Очень человечный фильм с Виктором Сухоруковым в главной роли. Вообще, с каждым своим новым перевоплощением в кино Сухоруков становится все человечнее: благодушный батюшка на прошлогоднем «Лiстападзе», совестливый милиционер на нынешнем... «Опять одни говорят мне — это твой провал, другие — что Сухоруков снова подписался под своей гениальностью... Но самое лучшее для актера — когда его «замешивают», как в котле», — радуется артист.

В чешско–словацкой комедии «Я прислуживал английскому королю» войны в ее привычном виде тоже вроде как нет. Но амбиции молодого официанта как ничто другое подчеркивают всю абсурдность фашизма — помните, как зазывал в свое «Кабаре» незабвенный Боб Фосс? Будто бы нет войны и в «Александре» Сокурова — камерной истории бабушки в неожиданном исполнении оперной примы Галины Вишневской, приехавшей к внуку в лагерь, расположенный в Чечне.

— Да, здесь никто не стреляет, никто никого не убивает, — подтверждает Александр Сокуров. — Люди просто разговаривают друг с другом — то есть делают то, чего всем так не хватает...

И на фоне этой «простоты» вечные, казалось бы, избитые истины выглядят вдруг свежими и новыми — вообще, в большинстве конкурсных картин «люди просто разговаривают друг с другом». Сложно было ожидать такой искренности и откровенности от современного кинематографа — но, судя по всему, «открытий чудных» «Лiстапад» приготовил еще немало...

Фото Виталия ГИЛЯ, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter