Подъем с рассветом, литры воды и борьба с природой: как в Гомельской области убирают озимую пшеницу и рапс

Отколоски времени

К уборке озимых культур в СПК «50 лет Октября» Речицкого района приступили несколько дней назад. Хлебная нива хозяйства обычно щедра, и в этом году результаты уборочной обещают быть выше прошлогодних. Однако бороться аграриям приходится не только с производственными проблемами, но и с капризами погоды. Мы отправились на поля, чтобы узнать, какой ценой достается хлеб.

Для главного агронома Николая Быковского это ­35-я уборочная. В хозяйстве надеются на хороший урожай. Весь комплекс необходимых для этого мероприятий здесь выполнили.

«Это моя 35-я уборочная»

Главный агроном хозяйства Николай Быковский встречает нас чуть в стороне от лоевской трассы и по полю проводит экскурсию, будто по самому интересному музею:

— Здесь мы убираем озимую пшеницу. Тут работают четыре комбайна, только вышли после ремонта, все в отличном состоянии. Урожайность на этом поле — около 40 центнеров с гектара. Созревание нынче произошло раньше обычного — жара помогла. Сразу меряем влажность — 13 %, через первичную очистку пропускаем — уже 11 %. Везем прямо на склад, и дополнительная сушка не нужна.

Юго-восток страны в этом сезоне продолжает ставить температурные рекорды. На часах полдень, на градусник лучше не смотреть. Николай Аркадьевич сегодня, как и каждый летний день, встал в пять утра, но находит в себе силы сохранять бодрость и позитив:

— Я жару плохо переношу, но это моя 35-я уборочная — к сложностям уже привык!

Николай Быковский — агроном наследственный, в профессию пошел вслед за отцом:

— Мамы не стало, когда я во второй класс ходил. Папа постоянно брал с собой на работу, я и на комбайнах ездил, и пыль глотал, и зерноток мой был, чем я только не занимался! 

О тяжести труда в сельском хозяйстве он знал не понаслышке, но все равно пошел по стопам отца. С 20 лет приступил к самостоятельной работе. Образованный и преданный делу молодой человек очень быстро стал главным агрономом и уверяет, что ни разу не пожалел о своем выборе: уж слишком важен конечный результат этого дела — вклад в продовольственную безопасность страны. 

— Я не могу сказать, что за эти 35 лет стало сложнее или, наоборот, легче работать. У нас год на год не похож, для одного и того же поля даже нет универсального рецепта. Вроде в один год сделаешь так — и все растет как на дрожжах, а во второй сделаешь так же — и неудача. Но одно точно скажу: плодородие земель мы с каждым годом повышаем, в основном за счет внесения органических удобрений. Ни много ни мало 80—100 тонн на гектар на отдельные поля выходит. 

Стихию не остановишь

Летом рабочий кабинет главного агронома — созревшее поле. Строго следит он за процессом уборки и искренне радуется успехам механизаторов. Но, признается Николай Быковский, порой бывают моменты, когда он, специалист со стажем и богатым опытом, чувствует полное бессилие:

— Вот приезжаешь на поле, посеял — красота, всходы дружные! И тут начинает жарить! Против солнца смотришь, а над полем то ли испарения, то ли световой ореол какой-то — словно жидкое солнце. Ты посевы собой готов закрыть, дать тень, чтобы только росло, а оно сохнет, сохнет, сохнет… Обидно до слез, и ничего не сделаешь. Что от меня зависит, я все выполню, но Господь дождя не дал. Или наоборот — дал чрезмерно! Ячмень у меня был красивый, а тут с неба как полилось. Помню, я остановился напротив поля, смотрю — и сердце кровью обливается: гроза дикая, ячмень приложило к земле и залило так, что его не видно было! Вода сошла быстро, а он так и остался лежать.

Поле, на котором мы стоим, тоже пострадало от дождей. Причем положило ровно половину территории: пришедшая со стороны Киева туча захватила посевы самым краем. Впрочем, сейчас главная проблема механизаторов — жестокое солнце. Спасает только кондиционер в кабинах гомельских комбайнов и много литров воды. Обычному человеку в день советуют выпивать около трех литров, механизаторы, услышав эту цифру, только смеются и советуют при работе в поле умножать ее на два.

Комбайнер Геннадий Шабловский говорит, что на современной технике трудиться приятно: «Мне нравится в поле. Это ж хлеб наш!»

Успеть до первых капель

Переезжаем поближе к агрогородку Леваши. На соседнем поле полным ходом идет уборка озимого рапса. Главный агроном сетует: поле не добрало влаги, первая летняя жара (а недели три назад здесь термометр стойко держался на отметке 35—36 градусов) подсушила стручки и семена полностью не развились, потому урожайность будет немного ниже ожидаемого. Впрочем, проблема эта локальная, по результатам всей уборочной цифра будет выше, отмечает Николай Быковский: 

— Яровые культуры еще не готовы, но будем стараться в сжатые сроки убрать озимые, чтобы к моменту их созревания быть в полной боевой готовности. Виды на урожай яровых есть, потому что вовремя прошел дождик. Налив зерна произошел нормально, наполнение отличное, я скажу, что щуплого зерна в этом году не будет. Потому что весь комплекс необходимых для хорошего урожая мероприятий мы выполнили: осенняя подкормка, две весенние, уход за посевами — химпрополка и фунгициды для борьбы с болезнями. 

Опытным взглядом главный агроном оценивает и общий итог: по валовому намолоту должны прибавить как минимум тысячу тонн к прошлогоднему результату. 

— На каждый комбайн приходится почти 300 гектаров нагрузки. С таким объемом мы справляемся каждый год вовремя и еще ездим кому-нибудь помогать.

В работниках хозяйства он не сомневается: почти все экипажи из числа тысячников, люди дисциплинированные и ответственные. Геннадий Кот рапс убирает вместе с сыном Андреем. Говорит, родственные связи в работе только помогают:

— Взаимопонимание нам находить легче, агрессии никакой, и на близкого человека всегда можно положиться. Андрей седьмой сезон помощником комбайнера подрабатывает. Говорит, отца не бросит.

На днях хозяйство должно получить новый комбайн. Отдадут машину как раз этому экипажу — самому дисциплинированному. Как получают такое негласное звание, мы видим своими глазами. Палящее солнце скрывается за внезапно подобравшимися тучами, и семья комбайнеров вежливо, но твердо беседу завершает. Геннадий Петрович категоричен:

— До дождя нужно успеть закончить с этим полем. Дело важнее всего!


Геннадий Кот рапс убирает вместе с сыном Андреем: «Взаимопонимание нам находить легче, и на близкого человека всегда можно положиться».

Еда по расписанию

Борцы за урожай «паркуют» своих красных великанов и собираются вместе: на поле как раз въехала «буханка» с обедом. Кормят механизаторов два раза в день плюс с собой дают воду и небольшой сухпаек. Мы нагло подсматриваем в тарелку к руководителю экипажа Геннадию Шабловскому: гороховый суп, рис с котлетой, чай.

— Не голодаем! — смеется комбайнер. — Питанием нас всегда обеспечивают, нагрузки-то у нас приличные. 

Геннадий Шабловский — тоже представитель трудовой династии. Вместе с отцом-комбайнером когда-то бороздил пшеничные поля на СК-5 «Нива» — самом распространенном зерноуборочном комбайне в СССР и своего рода визитной карточке советского сельхозмашиностроения. На современных машинах трудиться поприятнее, но работы меньше не стало. Геннадий Шабловский шутит: сегодня закончит, только когда уже начнут выгонять с поля.

— Мне нравится в поле. Это ж хлеб наш! Не будет этого, что же мы кушать будем? Жаль, что не все понимают, каким трудом нам этот хлеб достается.

Еду для механизаторов готовят разнообразную, вкусную и питательную. А еще с собой дают воду и сухпаек.

valchenko@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter