"Отходный" промысел

Однажды горничная, убиравшая комнату английского астронома Джона Гершеля, со вздохом спросила его: "Скажите, сэр, а там, на ваших планетах, тоже есть пыль и мусор?" Ученый на секунду задумался и, рассмеявшись, ответил: "Если там живут люди, то наверняка есть".
Однажды горничная, убиравшая комнату английского астронома Джона Гершеля, со вздохом спросила его: "Скажите, сэр, а там, на ваших планетах, тоже есть пыль и мусор?" Ученый на секунду задумался и, рассмеявшись, ответил: "Если там живут люди, то наверняка есть".

Как человек XIX столетия, он вряд ли представлял себе, в какую проблему превратятся мусор и бытовые отходы для техногенной цивилизации третьего тысячелетия. К сожалению, это слабо представляет себе подавляющее большинство жителей Минска и других белорусских городов. Как правило, обыватель знает, что после спуска в мусоропровод отходы забирает специальная машина и увозит куда-то за город.

Полигоны не для военных

Само слово "свалка" почти не встречается в официальных документах. Там это понятие обозначается красивым эвфемизмом "санитарный полигон".

По мере заполнения полигона отходами и по истечении положенного срока проходит его рекультивация, то есть бывший могильник отходов превращается в парк, теннисный корт, автостоянку или другое полезное сооружение.

Санитарных полигонов под Минском три, и, пожалуй, ни один из них не отвечает всем установленным для таких сооружений требованиям.

Но если немедленно закрыть два перегруженных полигона "Тростенец" и "Прудище", то последний, "Северный", будет заполнен в течение 3 - 4 лет, а затем следует ожидать бесконтрольного массового сваливания мусора на стихийных свалках в пригородной зоне и непосредственно в городе. Со всеми трудно предсказуемыми экологическими и санитарными последствиями. Иными словами, может произойти экологическая катастрофа.

Сжигая мусор - сжигаем атмосферу

До недавнего времени во всем мире широко практиковались два способа переработки твердых бытовых отходов: из органики производили компост для сельхознужд, а остальные частично просто сжигали в специальных установках. Но сегодня из десятка заводов, построенных когда-то на территории бывшего СССР по немецкой, французской и чешской технологии, большая часть давно остановлена из-за высоких выбросов вредных веществ в атмосферу.

Конечно, частицы тяжелых металлов, улетающие с дымом и пеплом, можно улавливать, но это требует дорогих высокотехнологичных фильтров. Можно использовать и так называемую мокрую очистку выбросов, но тогда возникает проблема очистки сточных вод. Таким образом, спасая почвы и грунтовые воды, мы губим воздух, а борясь за чистоту воздуха, вынуждены отравлять воду.

Искусственный отбор

Да, на Западе тоже сжигают мусор. В европейских странах - ФРГ, Швейцарии, Франции, Швеции - путем сжигания еще недавно ликвидировалось до 20-25% объема городских отходов, в США - 8%, в Японии - 65%. Но, во-первых, там действуют несколько по-другому, чем пытались у нас. А во-вторых, в этих странах все больше делают ставку на вторичную переработку отходов - рециклинг, а не на их складирование или полное уничтожение.

В отличие от США или Западной Европы, у нас даже в зародыше отсутствует система раздельного сбора и переработки отходов, не действуют и технологии эффективной вторичной переработки.

Несколько лет назад в качестве эксперимента в Лиде был организован селективный сбор отходов. Однако здесь образовался замкнутый круг: без массовой, на уровне населения, селекции мусора нет смысла в открытии производства по вторичной переработке, а без производства и соответствующих технологий неясно, что делать с раздельно собранными отходами. Эксперимент так и остался экспериментом.

Не экология, а экономика

Могут спросить, к чему эта экологическая патетика? На наш век хватит лесов, воздуха, воды. Но дело в том, что в современном мире переработка отходов превращается в один из наиболее перспективных и прибыльных видов деятельности. Например, в ФРГ утилизация и переработка мусора стала отдельной отраслью экономики, в которой занято свыше 240 тысяч человек, а годовой оборот достигает 80 миллиардов немецких марок. Но организация совместной переработки, не говоря уже о раздельном сборе, требует огромных начальных капиталовложений. Именно поэтому в странах Евросоюза программы по селективному сбору отходов и их последующей переработке принимаются на государственном уровне. Необходимость такого подхода осознают и белорусские власти. Но пока - только теоретически. Ведь еще в 1999 году в Минске была принята программа обращения с коммунальными отходами на 1999 - 2005 гг., в которой говорится о "воспитании культуры раздельного сбора ТБО у населения". Правда, на дворе уже давно 2002 год, а мусор собирается так же, как и десятилетия назад. Значит, и о технологиях вторичной переработки говорить не приходится.

18 апреля 2002 года в Мингорисполкоме прошли переговоры директора отдела Беларуси и Украины в МВФ и Всемирном банке Люка Барбоне с представителями городских властей, на которых обсуждался вопрос рециклинга отходов. Городу нужна поддержка в приобретении мусоросжигательного завода стоимостью 30 миллионов долларов. Кажется, стороны сошлись на понимании важности проблемы, вот только до сих пор на городских свалках Минска ежедневно прибавляется 960 тонн мусора. Сможет ли государство своими силами или с помощью частных компаний когда-нибудь превратить "отходный" промысел в доходный - покажет время. Жаль только, что пока оно работает против нас.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter