Отходный “либерализм” отходит в прошлое

Новый Закон “Об обращении с отходами” поможет более эффективно решать природоохранные и экономические проблемыВряд ли кто-то пройдет спокойно мимо контейнера для мусора, если увидит, что в нем вперемешку со всякой всячиной валяются деньги, что, кстати, хоть и очень редко, но все же случается. С другой стороны, пожалуй, в каждом мусорном баке можно найти немало отходов, которые при хозяйском подходе способны “вернуться к жизни”, сэкономив реальные деньги и материальные ресурсы. Об этом знают сегодня даже школьники младших классов. Однако что-то знать — не всегда означает сполна осознать это. Проблема, тем не менее не плевая, масштабная и заковыристая. Государственные мужи не один год пытаются найти оптимальные варианты ее решения, изучают зарубежный опыт, анализируют допущенные промашки. Совсем недавно появился и новый юридический “рычаг” — вступил в силу Закон “Об обращении с отходами”. Причем он не свалился как снег на голову — с момента подписания его Президентом страны прошло полгода, поэтому было достаточно времени, чтобы изучить все нюансы этого объемного документа, а тем, кому положено, разработать и “смазать” сопутствующие механизмы, чтобы закон начал полноценно работать.

Прежде всего этот законодательный акт направлен на уменьшение объемов образования отходов и предотвращение их вредного воздействия на окружающую среду и здоровье людей. И, естественно, — на максимальное вовлечение отходов в оборот в виде вторичного сырья.
На законодательном уровне обращение с отходами регулировалось в нашей стране и раньше — первая редакция Закона “Об отходах” была принята в 1993 году, в начале века он был отредактирован, но, как показала практика его применения, осталось много “дыр”. В частности, было узаконено государственное регулирование обращения только с теми отходами, которые образовались при производстве продукции, а отходы, в которые превращается эта продукция, в расчет не брались. Жизнь тоже не стоит на месте — растут объемы отходов потребления, изменился и их морфологический состав. Кроме того, отсутствовали экологические требования к полигонам и система извлечения из отходов вторичных ресурсов. В результате ценное сырье терялось в значительных объемах.
Не предусматривались прежним законом также экологические требования по созданию систем сбора и вывоза отходов с территорий населенных пунктов, садоводческих товариществ, дачных и гаражных кооперативов.
Принцип расширенной ответственности
Прежде основной упор делался на решение проблем с уже образовавшимися отходами, причем производители продукции, которая в процессе употребления превращается в отходы, оставались как бы в стороне. Теперь на законодательном уровне закреплена обязанность производителя или импортера продукции участвовать в решении проблем с отходами, образующимися после потребления продукции. Введен и новый термин — “принцип расширенной ответственности производителя”. Этот принцип признан стратегическим в экологической политике многих стран мира. Из стран СНГ Беларусь первая пошла по этому пути.
Например, в Германии после внедрения принципа расширенной ответственности производителя количество упаковочных материалов, составляющих 50 процентов всего объема отходов потребления, сократилось на 13 процентов. Повысилась эффективность системы сбора, сортировки и переработки отходов, появились новые технологии и оборудование. Изменился дизайн самой упаковки, уменьшился ее вес. Производители отказались от использования многокомпонентной упаковки, содержащей пластик, картон, бумагу. Стали больше  использовать многоразовую тару. Появились более концентрированные продукты, к примеру моющие средства.
Плюс экономические стимулы
В Беларуси уже создано немало предприятий по переработке той же пластмассовой упаковки — их мощности позволяют пустить в оборот более 16 тысяч тонн отходов в год, однако загружены пока только на треть. Причина — в неразвитости системы сбора таких отходов. Стимулировать этот процесс можно путем совершенствования системы налогообложения. Закон предполагает принятие мер экономического стимулирования для предпринимателей и юридических лиц, занятых в области обращения с отходами. Чем больше средств организация будет направлять на внедрение высокоэффективных экологически безопасных технологий и чем больший объем отходов применять в качестве вторсырья, тем меньше будет для нее экологический налог. Предприятия смогут также получать господдержку в качестве ссуд и займов на мероприятия по обезвреживанию опасных отходов и на возмещение затрат по их сбору и использованию.
В унисон с международными требованиями
В новом законе расширены полномочия местных исполнительных и распорядительных органов власти в части управления отходами потребления и извлечения вторичных материальных ресурсов. По согласованию с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды разрабатываются местные программы по обращению с отходами.  
Установлены четкие требования по разработке схем обращения с коммунальными отходами, образующимися не только в населенных пунктах, но и в садоводческих товариществах, дачных и гаражных кооперативах. Большое внимание уделено полигонам, на которые вывозятся твердые бытовые отходы.
Кроме того, в закон включены нормы, содержащиеся в Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением, Протоколе о едином порядке применения технических, медицинских, фармацевтических, санитарных, ветеринарных, фитосанитарных и экологических стандартов, норм, правил и требований в отношении товаров, ввозимых в государства—участники соглашений о Таможенном союзе, других международных договорах. Новый закон разработан с учетом норм, закрепленных в директивах Европейского парламента и Совета Европы “Об отходах”, “Об упаковке и отходах упаковки”, “Батареи и аккумуляторы, содержащие определенные опасные вещества”, “По размещению отходов на полигонах отходов” и других. Кроме того, учитывался опыт законодательного регулирования обращения с отходами в европейских странах.
Процесс пошел
Закон призван оживить и сделать более эффективными механизмы обращения с отходами. Благо начинать приходится не с нуля. В прошлом году объем вторичного сырья, извлеченного из коммунальных отходов на сортировочных станциях Беларуси, увеличился по сравнению с 2006 годом в 2,7 раза и превысил 57 тысяч тонн. На 2008 год поставлена задача увеличить долю извлечения вторсырья из коммунальных отходов до 30 процентов. Помогут ее выполнить и новые мусороперерабатывающие заводы. Как сообщил начальник специнспекции госконтроля за обращением с отходами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Сергей Кузьменков, Национальный план действий по охране окружающей среды Беларуси на 2006—2010 годы предусматривает создание мусороперерабатывающих заводов в Гродно, Барановичах, Витебске, Могилеве, Новополоцке, Гомеле. В перспективе мусороперерабатывающие предприятия планируется создать во всех городах Беларуси, где население превышает 100 тысяч человек и ежегодно образуется более 50 тысяч тонн коммунальных отходов.
В Беларуси объем образования коммунальных отходов ежегодно увеличивается на 7—10 процентов. Если в 2005 году их было чуть более 2 миллионов тонн, то в 2006 году — уже 3,5 миллиона тонн. Растет и количество промышленных отходов. Ежегодно их образуется около 30 миллионов тонн. В течение ближайших 4—5 лет доля промышленных отходов, используемых в качестве вторсырья, должна увеличиться в Беларуси с 71 до 75 процентов.
Решение проблемы обращения с отходами позволит не только получить дополнительные материальные ресурсы для промышленных предприятий, но и значительно снизить их антропогенное воздействие на окружающую среду. А тех, кто еще не научился отделять зерна от плевел, подстегнет это сделать закон.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter