Отходное дело

Каждый месяц в стране образуется около 3 миллионов тонн производственных и коммунальных отходов Проблем, связанных с отходами, сегодня действительно немало, констатировал заместитель председателя Постоянной комиссии по проблемам чернобыльской катастрофы, экологии и природопользованию Палаты представителей Национального собрания Беларуси Николай Сергиенко. “В Беларуси уже накопились миллионы тонн отходов, и они продолжают скапливаться. Сейчас очень остро стоит вопрос: как переработать накопленный мусор и использовать его в качестве вторсырья”, — подчеркнул он в ходе организованного Общественным пресс-центром Дома прессы “круглого стола”, который был посвящен проблеме утилизации техногенных образований и отходов.

Горы хлама и шламов
По данным заведующего сектором нормирования и обращения с отходами РУП “Белорусский научно-исследовательский центр “Экология” Минприроды Вадима Зубрицкого, в прошлом году в Беларуси общий объем образования отходов производства составил приблизительно 34 миллиона тонн, объем коммунальных отходов — 3,4 миллиона тонн. В промышленности ежегодный рост объемов образования отходов составляет 7—9 процентов. При этом три четверти (76 процентов) производственных отходов составляют крупнотоннажные — в первую очередь, это галитовые отходы от разработки калийных солей, отходы глинисто-солевых шламов, фосфогипс (отходы от производства фосфорных удобрений) и лигнин гидроль. Объем прочих отходов производства в прошлом году составил 5,8 миллиона тонн.
Наибольшую угрозу для окружающей среды представляют такие группы отходов, как стойкие органические загрязнители, пестициды, отходы гальванических производств, смазочно-охлаждающие жидкости, различные отходы и эмульсии смесей нефтепродуктов, шламы, кислоты, в том числе аккумуляторные. Кроме того, опасны отходы лечебно-профилактических учреждений — к примеру, использованные шприцы, иглы, инфекционно-загрязненные биологическими препаратами, которые требуют совершенно особенных способов переработки.
“Следы” цивилизации
Люди живут все лучше и лучше, социально-экономическое развитие в стране довольно стабильно. Соответственно, увеличиваются и объемы коммунальных отходов — в год примерно на 3—4 процента. По словам Вадима Зубрицкого, меняется и качественный состав отходов. В мусоре все больше различного рода пластиков, которые долго разлагаются и занимают большие объемы. Пока основной метод утилизации отходов в Беларуси — захоронение на специальных полигонах. А они рассчитаны на определенные объемы мусора. Представляете, сколько лишнего места занимают пластиковые бутылки, а ведь их можно пустить в переработку. И не только их. Именно поэтому так важен раздельный сбор мусора.
Физические и химические процессы, происходящие на полигонах, где захораниваются отходы в прямом смысле способны отравить нам жизнь — в первую очередь через загрязнение грунтовых вод.
— Наш институт проводил анализ, и выяснилось, что только около 30 процентов полигонов твердых коммунальных отходов соответствуют современным требованиям по обустройству и эксплуатации, — отметил Вадим Зубрицкий. — Это означает, что у них есть надежный изоляционный экран, сделаны соответствующие инженерные сооружения, водоотводные каналы, разработана система по обращению с фильтратом. Полигоны, на которых это не предусмотрено, — бомба замедленного действия. Вокруг таких территорий формируются ореолы загрязнения, простирающиеся на 1—2 километра от полигона. Не исключено и загрязнение грунтовых вод, что, в свою очередь, может не лучшим образом сказаться на качестве и безопасности питьевой воды.
По второму кругу
Уровень использования отходов производства составляет 17 процентов от годового объема их образования. Однако если не учитывать крупнотоннажные отходы, которые весьма сложно переработать, то уровень использования промышленных отходов может достигать 65—67 процентов, убежден Вадим Зубрицкий. Что же касается крупнотоннажных отходов, их используется около 4 процентов. В основном песчано-солевые смеси идут на посыпку дорог, около 1 процента фосфогипса используется при производстве цемента и в сельском хозяйстве. Галитовые и глинисто-солевые шламы частично используются для буровых работ, однако в Беларуси не бурят столько, чтобы поглотить такие объемы. Стабилизировалась ситуация с лигнином, так как мы постепенно переходим на местные виды топлива. Правда, при отсутствии соответствующего оборудования возникает опасность вторичного загрязнения, могут возникнуть большие ореолы химического загрязнения сопредельных территорий, и этой проблеме уделяется большое внимание.
Если говорить о коммунальных отходах, вводится система по их сортировке. Наша страна постепенно переходит к раздельному сбору отходов и идет к прогрессивным стандартам, принятым во всем мире. Кстати, в тех же странах Западной Европы система раздельного сбора отходов внедрялась не годами, а десятилетиями. Там уже выросли целые поколения, приученные к такой системе, отработаны ее экономические и экологические механизмы. У нас эта работа только начинается, но положительные сдвиги уже есть.
“Рыночные” технологии
“Что касается внедрения новых технологий, одна из главных проблем — отсутствие рынка по переработке отходов”, — считает Вадим Зубрицкий. Проектом республиканской комплексной программы по обращению с отходами предусматривается увеличение количества предприятий по сбору, сортировке, переработке и утилизации различных видов отходов.
Один из перспективных проектов — строительство комплекса по уничтожению пестицидов с истекшим сроком годности в Чечерске Гомельской области. Уникальная технология по уничтожению жидких, газообразных и дисперсных материалов через плазменный реактор разработана учеными Института теплообмена Национальной академии наук Беларуси и уже внедрена в Германии, Франции, Израиле. Если средства на строительство будут найдены, мы наконец-то сможем не только складировать отходы высокого класса опасности, но и уничтожать их.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter