Отказали тормоза?

Несмотря на резкий спад спроса, цены на рынке б/у авто только растут

Несмотря на резкое снижение спроса, цены на рынке автомобилей с пробегом только растут

Весной нынешнего года Беларусь столкнулась с доселе невиданным ростом спроса на импортные машины. Кажется, что до того момента, как начали действовать новые условия растаможки автомобилей, свой личный автопарк успела обновить практически каждая белорусская семья. И, как предрекали специалисты, уже к осени рынок должен был столкнуться со значительным снижением спроса и падением цен на автомобили с пробегом. Но прогнозы сбылись лишь отчасти. Ситуацию, которая сегодня творится на рынке, экономисты обычно называют «монопсонией» — это когда одному покупателю противостоит большое число продавцов. Казалось бы, цены при этом должны диктовать те, кто хотел бы приобрести машину. Но пока происходит наоборот…

На каждого купца по три продавца

На авторынке в Малиновке царит тишина. На первый взгляд, желающих продать авто хватает, покупателей — вроде бы тоже. Но в большинстве своем последние приходят не с целью совершить покупку, а чтобы изучить ситуацию. Посмотреть на ряды автомобилей, заглянуть под два-три капота, составить свое личное мнение и уйти восвояси. Как говорят покупатели, с точки зрения богатства выбора ситуация ныне выглядит не самой благостной — на продажу выставлены далеко не «сливки» рынка бывших в употреблении автомобилей. «Взгляду не на чем остановиться», — машет рукой один из потенциальных покупателей. Другой тут же вздыхает: «Говорят, чтобы купить что-то поприличнее, надо ехать на рынок в Гродно. Местные в свое время подсуетились — неплохие машины в Европе закупить успели».

Продавцы не очень-то и расстроены апатичным отношением к ним со стороны покупателей. Те, кому продавать авто не к спеху, относятся к этому спокойно, почти философски. Они как опытные рыбаки: сидят и ждут «поклевки», чтобы потом резко подсечь «рыбку». «Число покупателей-белорусов явно сократилось, — констатирует один из продавцов, Александр. — Каких-то два месяца назад помогал друзьям машину продать, так от желающих отбою не было. Даже из Казахстана приезжали. Покупатели из этого государства в итоге за джип, который еще недавно $ 8 тыс. стоил, без малого $ 14 тыс. заплатили. А вот как пришел черед продавать свой «Ford Focus» — интерес мало кто проявляет. Было два звонка, но никто посмотреть машину пока не приехал». При этом, следует заметить, Александр выставил за свой автомобиль цену $ 6,2 тыс., хотя в Интернете стоимость аналогичной модели этого же года выпуска на $ 0,5—1 тыс. дешевле. Впрочем, это мало смущает продавца — он ждет, что на его предложение рано или поздно обратят внимание покупатели из стран—партнеров по Таможенному союзу. «Автомобиль у меня на Россию проходной, так что уступать цену ни за что не буду. Хотя честно признаюсь: я свою машину когда-то именно за такие же деньги и купил», — поясняет он.

Как оказалось, 1 июля 2011 года — это переломная дата в жизни большинства белорусских автолюбителей, да и авторынка в целом. В основном это касается импорта автомашин. За первое полугодие 2011 года в Беларусь было ввезено более 250 тыс. авто, а вот после поток импорта резко иссяк. «Те авто, что пересекают таможенную границу Беларуси, — это, как правило, малолитражки с объемом двигателя не более 1,5 тыс. куб. см. Цены за растаможку таких автомобилей на фоне других, можно сказать, не кусаются», — говорит руководитель проекта «Руль.BY» Дмитрий Ткачев.

Как отмечают в Государственном таможенном комитете, ввоз в Беларусь легковых автомобилей в июле—сентябре составил только 5 тыс. новых авто (таковыми считаются автомобили не старше 3 лет) и 4,5 тыс. автомобилей с пробегом. Косвенно констатируют снижение оборотов вторичного рынка авто и в Госавтоинспекции. По сведениям МРО ГАИ Мингорисполкома, с начала года и по конец июня в белорусской столице было зарегистрировано 113 808 транспортных средств, из которых 5542 относятся к гостранспорту, а 108 266 — к индивидуальному. За это же время с учета было снято 86 192 транспортных средства (5432 государственных и 80 760 индивидуальных). После 1 июля, как отмечают в Госавтоинспекции, сделки купли-продажи автомобилей вошли в привычное русло. Начиная с этой даты и по конец октября в Минске на учет поставили 41 418 автомобилей (3009 относятся к гостранспорту и 38 409 — к индивидуальному). За это же время с учета было снято 32 843 транспортных средства (3264 государственных и 29 579 «частных»).

В «коня» ли корм?

Руководитель компании «Автобай» Евгений Лахманов констатирует: цены на авто с пробегом во втором полугодии в Беларуси выросли, и значительно. «Несмотря на экономические сложности, а также фактически полное отсутствие «подпитки» рынка «свежими» автомобилями без пробега по Беларуси, цены на рынке поднялись практически до уровня российских, — говорит эксперт. — Разумеется, разница по-прежнему есть, но она уже не такая существенная. Впрочем, я думаю, эта тенденция временная, ведь законы рынка никто не отменял: в подавляющем большинстве случаев спрос рождает предложение, а не наоборот».

С ним не полностью согласен Дмитрий Ткачев. По словам эксперта, предложения о продаже авто с пробегом, которыми сегодня пестрят Интернет и специализированные издания, условно можно разделить на две категории. Автомобили, что были ввезены и растаможены до 1 января 2011 года и имеют двигатель класса не ниже «Евро-4», и машины, которые пересекли границу Таможенного союза уже позже новогодних праздников. Если в свидетельстве о регистрации транспортного средства отбиты более ранние даты, то его таможенное оформление при перепродаже на рынки России и Казахстана не требуется и никаких пошлин платить не надо, если позже — заплатить разницу становится неприятной и отнюдь не дешевой обязанностью. «Так называемые проходные авто сегодня реализуются по явно завышенным ценам, а вот те машины, которые не подпадают под новое таможенное законодательство, к большому сожалению граждан, которые ввозили их в инвестиционных целях до 1 июля 2011 года, наоборот, дешевеют, хотя далеко не такими быстрыми темпами, как должны», — говорит Дмитрий Ткачев.

Не секрет, что немалая доля авто, которые прибыли в Беларусь в начале нынешнего года, ввозилась в страну исключительно с целью дальнейшей перепродажи их на российский рынок по «новым» ценам. Но со временем оказалось, что осуществить подобные сделки возможно только при условии проворачивания не совсем легальных с точки зрения российского законодательства схем. Самая распространенная из них: на нового владельца автомашины — гражданина Российской Федерации выдается генеральная доверенность, по которой тот ездит на «непроходном» автомобиле с белорусскими номерами по России. Для подстраховки большинство россиян сначала оформляют такие автомобили на родственников либо друзей в Беларуси. Но эти схемы уже начали давать сбои. Выяснилось, что, сэкономив деньги и эксплуатируя авто с белорусскими номерами, российские автолюбители начали становиться для работников российского ГИБДД объектами повышенного интереса, словно пресловутая красная тряпка для быка. Их почти повсеместно останавливают для придирчивой проверки документов. Поэтому в последнее время нередкими становятся случаи, когда белорусским гражданам, которые продали по доверенности свои авто россиянам, последние начали выставлять рекламации. Генеральная доверенность таит немало рисков, владельцы подобных машин столкнулись с тем, что либо доверенность заканчивалась, либо возникали какие-то прецеденты с автомобилем, которые требовали активного участия не только того, кто обладает доверенностью, но и владельца. Может случиться так, что либо с хозяином что-то произошло, либо хозяин сменил место жительства, а продлить свою доверенность россиянин не может.

Прокатились с ветерком

Специалисты склоняются к мысли, что вскоре продавать «непроходные» автомобили станет гораздо сложнее, чем сейчас. Поток автомобилей, идущих из Беларуси и Казахстана, в России уже стараются сократить. Об этом говорит, как минимум, тот факт, что в последнее время вопрос поставки автомобилей с пробегом на местный рынок вновь начал подниматься на достаточно высоком уровне. В частности, на проблему указали в Федеральной таможенной службе (ФТС) России и в Минэкономразвития. Из последнего ведомства даже прозвучали тревожные нотки касательно того, что «благодаря» белорусам начинают терпеть убытки официальные российские автодилеры, ведь, покупая автомобили в Беларуси, россияне, по оценкам ведомства, экономят до 20 % по сравнению с ценами в московских автосалонах, а значит, клиент уходит. В Россию нередко перегоняют и автомобили премиум-сегмента — при стоимости машины больше RUR 2 млн. выгода составит около RUR 400 тыс. Хотя, как заметили в ведомстве, в основном привозятся 5—7-летние автомобили европейских марок.

На внутреннем же рынке эксперты по-прежнему прогнозируют спад. И причины здесь не столько в заградительных пошлинах, сколько в сложной экономической ситуации, которая застигла белорусов фактически врасплох. Сегодня люди думают не о новом автомобиле, а о более насущных потребностях. «Конечно же, те граждане, у которых заработок в долларовом эквиваленте сохранился, как покупали, так и будут покупать автомобили. Кстати, несмотря на общее снижение продаж, выросли запросы по обмену автомобилей», — говорит Евгений Лахманов.

Подливают масла в огонь и влияют на конъюнктуру белорусского вторичного авторынка неопределенность, связанная со вступлением России в ВТО, а также перспективы ее торговых отношений с субъектами Таможенного союза.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter