Отец за сына

Ольга Тарасюк: Родители должны быть более настойчивыми

Вспомните свои детские мечты. Кем вы тогда хотели быть? Космонавтом, врачом, геологом… Мы взрослели, мечты под воздействием моды, времени, жизненных ситуаций менялись. На помощь приходили взрослые. Мы спорили или соглашались, принимая решение, которое во многом определяло всю нашу жизнь. Но эмоции в выборе профессии не лучший советчик. Прежде чем набивать шишки там, к чему у вас нет склонности, семь раз отмерьте, как в небезызвестной пословице. Как не ошибиться в выборе будущей профессии? Об этом «Р» рассказала заместитель директора Республиканского центра профессиональной ориентации молодежи Министерства труда и социальной защиты Ольга ТАРАСЮК.

— Профориентационная работа востребована всегда. И особенно сейчас, когда мы вступили в рыночные отношения. Сегодня важно не просто найти дело, которым ты готов заниматься ближайшие десять лет, но и не остаться за бортом рынка труда.

Задача нашего центра — помочь ребятам сделать нелегкий выбор, основываясь на их способностях, интересах. Чтобы решить ее, сотрудничаем со школами, ребята не только общаются со специалистами центра, но и посещают тренинговы занятия. Например, «Секреты выбора успешной карьеры» рассчитаны на взрослую категорию молодежи, «Семь шагов к выбору профессии» — на школьников. Они заставляют молодых людей задуматься не просто над выбором специальности, но и над построением будущей карьеры.

К слову, в этом году мы больше внимания уделяем также сотрудничеству с органами занятости Минтруда и социальной защиты. Речь идет об организации тренингов для безработных разных возрастных групп. Эта программа, которую мы апробировали в прошлом году в Минске и области, вызвала живой интерес у людей. Групповые тренинги дают больший результат, чем индивидуальные консультации, поскольку есть возможность отработать жизненные ситуации. Ведь мало хорошо написать резюме, нужно правильно разговаривать с работодателем, специалистом по кадрам, уметь себя подать.

— Знаю, что ежегодно на базе центра вы консультируете около 500 ребят и их родителей. Кроме того, активно осваиваете онлайн-методы. Насколько эта форма работы востребована и популярна?

— Действительно, всем, кто нуждается в какой-либо информации, мы можем предоставить ее дистанционно. Многое они найдут на нашем сайте, получат через скайп-консультации. Правда, такая работа для граждан пока непривычна, и они стремятся попасть на личную консультацию. Практикуем проведение вебинаров для специалистов, которые занимаются проф¬ориентацией на местах. Вот такое общение на виртуальной площадке уже пользуется популярностью. В конце января, например, мы проводили вебинар для работников отдела образования Браславского райисполкома. Был настолько живой интерес, что мы даже вышли за рамки запланированных двух часов общения. И будем продолжать сотрудничество дальше.

— Ольга Анатольевна, а с какими родителями в основном приходится иметь дело? Гибкими, действительно ищущими то, что будет лучше для ребенка, или категоричными?

— Родители, которые приходят к нам, ориентированы на поиск того, что лучше для ребенка. Сегодня разработаны десятки тестов в помощь абитуриенту. Сама консультация длится около двух часов. Конечно, нет необходимости пройти все тесты. Консультант, выслушивая запрос, сам подбирает то, что нужно использовать.

— Наверное, почти у всех ребят есть идеи о своем будущем, мечты. А бывает, что приходят те, кто в принципе не знает, по какой стезе ему хотелось бы пойти?

— Бывает. Как случаются и ситуации, когда приходит ребенок, у которого все получается. В таком случае помочь ему определиться еще сложнее. Начинается кропотливая работа консультанта, который выявляет дополнительные аспекты — хобби, успешный опыт. Хуже, когда ребята и родители что-то не договаривают, забывают о каких-то важных аспектах, например, о проблемах со здоровьем. Такая забывчивость зачастую оборачивается горьким разочарованием для ребенка: вроде бы профессия выбрана, склонности есть, а состояние здоровья получить ее не позволит. У нас, кстати, есть физиолог, у которого можно получить консультацию по этому поводу.

— И все-таки заключение специалиста центра — это рекомендация, в принципе, ребенок волен принять свое собственное решение...

— Именно так. Это сродни консультации у врача. Если, скажем, вы не уверены в заключении, которое дает традиционная медицина, можно пойти к гомеопату. Отсюда и методы лечения будут разными. Конечно, молодой человек может не послушать нас и сделать собственный выбор, хотя, я убеждена, это слишком ранний возраст для полного осознания себя и своего будущего. А ведь этот выбор определит всю его дальнейшую жизнь, круг общения, возможности. Ведь мы в 17 и мы в 25 лет — это разные люди, мы меняемся, и запросы наши меняются. Тем не менее чем больше молодой человек получит информации, тем точнее будет его решение.

— С какого возраста нужно ориентировать ребенка на выбор профессии? И как вы относитесь к особенно настойчивым родителям?

— Посмотрите на китайцев, они учатся, учатся и учатся с самого детства. Наверное, отсюда и их большие успехи. Мы даем себе послабление. И это плохо. Многое зависит от родителя, его информированности и желания помочь своему чаду. Если ребенку не давать возможности попробовать себя в разных направлениях, как он узнает, что ему нравится и чем бы он хотел заниматься в будущем?

Что касается настойчивости родителей, это все очень индивидуально. У одного ребенка будет полное отторжение, у кого-то наоборот. Дело в том, что кругозор молодого человека формируется из тех зерен, которые закладываются родителями. Если этот выбор ребенка устраивает, он имеет больше шансов быть успешным, чем его сверстники. Мне кажется, родители должны быть более настойчивыми. Ведь часто и к нам на консультации приходят такие ребята, которым все равно, куда идти учиться. И если родители дают им подсказку, это лучше, чем полное равнодушие. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter