«Отец, я все запомнил свято…»

Эти слова волнующей памятью живут в сердце генерала Новикова

Эти слова волнующей памятью живут в сердце генерала Анатолия Новикова

«Посылаю вам, мои родные, горячий привет»

Иногда ему до боли хочется взять это письмо и перечитывать вновь и вновь. Читать не торопясь, бережно держа в руках ветхий листочек бумаги, вдумываясь в каждое слово, сопереживая каждой мысли, бьющейся в простых незатейливых фразах. Это уже не просто письмо, а разговор с отцом, которого сын так и не увидел. Нечто очень дорогое и волнующее, поистине святое, которое крепко связывает судьбы родителей и детей, продолжает наш род. В такие минуты он будто встречается и беседует со своим отцом…

«Здравствуйте, премного любимая супруга Дуся. Кланяется тебе твой друг Николай Матвеевич. Шлю я тебе, Дусенька, свое нижайшее почтение и с любовью низко тебе кланяюсь и заочно тебя целую… Еще я низко кланяюсь своим деткам. Кланяюсь Шуре и племянникам Вове, Вере, крестнице Василине и свояченице Насте… Посылаю я всем, дорогие мои родные, свой горячий привет и желаю всем доброго здоровья… Еще передай привет всему, всему нашему дому. Дуся, спешу я вам сообщить, что я жив и здоров, чувствую себя бодро. Сейчас находимся на месте, и я вам посылаю 4-е письмо, но ответа пока не получил никакого. Дуся, при получении моего письма пришлите ответ и пропишите адрес Ванин и Шурин, а то я уехал и не мог взять, это мое глубокое упущение…»

Анатолий Николаевич прерывает чтение, ибо следующая фраза вызывает у него тяжелый вздох и прилив чувств, перемешанных со слезами. «Еще, Дуся, опишите, как с посадкой картофеля, и вообще опиши все. Дуся, писать больше нечего, будем защищать Родину, пока не освободим Белоруссию. Победа будет за нами, враг будет уничтожен… Затем до свидания, остаюсь с почтением к вам ваш друг Новиков Н.М.» И еще приписка на отдельном листке: «Мой адрес. Полев. почт. ст. 932 ОСБ. 456. 2-я рота, 1-й взвод, Новикову Николаю Матвеевичу. Любимая Дусенька и дорогие детки, как только получите мое письмо, то прошу прислать поскорей ответ».

От суворовца до генерала

Письмо датировано 19 мая 1942 г., значит, Анатолию Николаевичу, с которым мы сейчас беседуем, тогда шел только третий годик.

— Отца я так и не видел, и не помню. Потому что домой с войны он не вернулся, — тяжело вздыхает. – Письмо это берегу как дорогую память об отце, ведь мы даже не знаем, где он похоронен…

С разрешения Анатолия Николаевича привожу содержание письма в этом рассказе, хотя оно сугубо личное. Да ведь в годы таких величайших и тяжелейших испытаний, каким была Великая Отечественная, личное тесно переплеталось с общественным, со всенародным. С осознанной ответственностью наших людей за судьбу своей родины, укрепляло их моральный дух, рождало несгибаемые мужество, стойкость и героизм.

Мой собеседник – Анатолий Новиков, председатель Республиканского совета Белорусского общественного объединения ветеранов (БООВ), генерал-лейтенант запаса. В эти дни он отмечает свое 70-летие, и хочу дать хоть несколько штрихов к его биографии. Ведь БООВ – самая многочисленная, самая авторитетная и влиятельная общественная организация в нашей стране. Была создана в марте 1987 года, Анатолий Николаевич бессменно ее возглавляет много лет. Сам он родом из города Боровска Калужской области. Суворовец. Имеет несколько высших образований: Высшее общевойсковое командное училище имени Верховного Совета РСФСР, общевойсковой командир; Военно-политическая академия имени В.И. Ленина, политработник; Академия общественных наук при ЦК КПСС, политолог. Все учебные заведения окончил только на «отлично».

Работал на разных должностях в Московском, Прибалтийском, Прикарпатском военных округах, в группе советских войск в Германии. Затем – член военных советов: в танковой армии в городе Борисове, Закавказского и Белорусского военных округов, начальник инспекции Министерства обороны Республики Беларусь. Избирался депутатом Верховного Совета БССР и Верховного Совета Республики Беларусь. Ныне – сенатор, депутат парламентского собрания Союза Беларуси и России. Имеет более 20 государственных наград.

Как видим, служебная карьера Анатолия Николаевича богатая, очень серьезная, складывалась удачно. Военная «косточка» в нем чувствовалась и раньше, и нынче, ибо армия для этого человека — и судьба, и жизнь…

Повезло с супругой

— Почему выбрали именно военную профессию?

— Думаю, у меня, как и у большинства мальчишек послевоенной поры, чьи отцы не вернулись с фронта, была мечта – стать военным. Это мое желание окрепло после окончания Воронежского суворовского училища. Никогда в своем выборе не раскаивался. И, как принято говорить, если бы можно было все повторить сначала – я бы поступил так. Независимо от того, стал бы генералом или нет. Хотя известно, что военная служба самая неспокойная, особенно, что касается частых переездов. Мне также пришлось побывать в самых разных местах. А это – и адаптация к незнакомым климатическим условиям, и бытовая неустроенность, и новые сослуживцы…

Тут для военного человека исключительно важно, какой у него «тыл» — жена, семья. Моя супруга Наталья Ивановна – москвичка, поженились мы в 1963 году. По всем многочисленным гарнизонам она всегда была со мной и никогда не стремилась вернуться в Москву. Терпеливо, добросовестно, преданно делила со мной все тяготы моей службы, ни разу за столько лет не слышал, что не хочет ехать на новое место, за что я бесконечно ей благодарен.

Уже много лет живем в Беларуси, она для нас как вторая родина. Для жены самое лучшее занятие – дача, самозабвенно трудится на своих сотках, выращивает то, что здорово растет на благодатной и прекрасной белорусской земле. Так что ошибаются те, кто говорит, что генеральские жены, дескать, белоручки. По крайней мере, это не о моей супруге, мне с ней очень повезло…

Как служилось в Германии

— В чем была главная особенность вашей службы в группе советских войск в Германии?

— Мы там представляли великий Советский Союз и его славную армию. Именно она внесла решающий вклад в разгром нацизма, принесла свободу Европе, избавив ее от коричневой чумы. Народы Европы, и Германии в том числе, увидели советского солдата не только бесстрашным и мужественным, но и благородным, добрым, справедливым. Вспомним хотя бы знаменитый мемориал в Трептов-парке в Берлине, где в поступке и облике Николая Масалова, спасшего немецкую девочку, запечатлены самые лучшие человеческие качества нашего воина. Я не раз посещал тот мемориал, беседовал с немцами и видел какое чувство уважения испытывали они к нашему воину.

Нам тогда в ГДР выпала большая честь продолжать гуманные традиции советских воинов весны 1945-го. А это особая ответственность, ибо немцы воспринимали нас, относились к нам с повышенным интересом, порой даже с предубеждением. Дескать, что за солдаты в их стране, что мы им принесли, как себя ведем и так далее. Отсюда и вся сложность службы. Мы должны быть самыми аккуратными, самыми культурными, самыми порядочными, самыми вежливыми… Это уже из области нравственности. А я — политработник, значит, все это входило в мои прямые служебные обязанности.

Вторая особенность касалась наших городков, они представляли собой воинские коллективы. Ведь с нами были и наши семьи, а это свой микроклимат, жизненный уклад. Задача заключалась в том, чтобы сей микроклимат был здоровый. Люди находились далеко от своей Родины, и мы делали все возможное, чтобы они не чувствовали себя одинокими…

Об офицерской чести…

— Что для вас, Анатолий Николаевич, значит честь?

— Ну, во-первых, честь от слова «честность», поэтому речь идет о добросовестном отношении к работе, службе, людям, независимо кто это – твой подчиненный или начальник. Офицер – военный интеллигент. И то, что можно простить гражданскому человеку, офицеру прощать нельзя, я так считаю. Ведь наша служба – государственная необходимость, и она должна быть добросовестной и бескомпромиссной. Уронить офицерскую честь – самое страшное, это равносильно иногда концу служебной карьеры.

Мне приходилось служить со многими кадровыми военными, для которых офицерская честь была главным мерилом их жизненной позиции и морали. Я счастлив, что и сейчас дружу с такими людьми.

По характеру своей работы часто общаюсь с офицерами Вооруженных Сил Беларуси. Можно гордиться ими: они умеют мыслить самостоятельно, высокие профессионалы, ответственны за свою командирскую должность, за солдат, вверенных им. Значит, достойно выполняют свою ответственную миссию по защите Родины.

…и о долге

— А гражданский долг?

— Он органически связан с честью. Долг, как обязанность перед кем-то или чем-то, часто предстает во всем своем высоком нравственном значении в характере многих людей. Поэтому я больше всего ценю в человеке его порядочность, бескорыстие, верность слову, ответственность, что рождает взаимное доверие и уважение к нему.

Именно таковы мои коллеги по работе. Михаил Жуковский, мой первый заместитель, воевал на 1-м Дальневосточном фронте, имеет 19 наград. Широкая эрудиция, добросовестность и исполнительность – главное в его работе. Михаил Самонов, председатель комитета ветеранов войны — самого сложного в объединении. Ему 87-й год. Участвовал в жестоких боях под Москвой, когда исполнилось только 18, ранен и контужен, подорвано здоровье. Но работа на столь ответственном посту – как исполнение его нравственного долга перед своими боевыми друзьями, павшими и живыми. Александр Слобода, председатель Минской областной ветеранской организации, хлебнул лиха и на фронте, и в партизанах. Знатный белорусский хлебороб, за что удостоен звания Героя Социалистического Труда. Ему уже 91-й год, а до сих пор вместе со своими друзьями-ветеранами.

Много хороших дел на счету Минской городской и наших областных ветеранских организаций. Возглавляют их достойные люди, авторитетные и уважаемые на местах. Пожалуй, наиболее примечательная черта их характера – инициативность и поиск новых форм работы. Ведь ветераны живут почти всем тем, чем живет наша Беларусь, они хотят быть востребованными обществом, разумеется, есть своя специфика в их деятельности. Активно помогают государственным органам в духовно-патриотическом воспитании подрастающего поколения. Здесь их роль особая, что постоянно подчеркивает Президент А.Г. Лукашенко.

Святой их долг – увековечение памяти погибших. Мы постоянно крепим ветеранское движение стран СНГ, и этот наш ценный опыт одобрил Координационный совет ветеранских организаций Содружества в Москве. Боремся с теми нечестными «историками», которые тужатся умалить роль Советского Союза в окончательном разгроме фашизма. Я назвал лишь некоторые направления деятельности БООВ, газета «Рэспублiка» рассказывает о наших делах регулярно и подробно, за что ветераны ей весьма благодарны.

Поклонимся ветеранам

— К вам, Анатолий Николаевич, в кабинет заходит ветеран. Как вы его встречаете?

— Внимательно его выслушаю, войду в положение, постараюсь помочь. Здесь главное — терпение. Эти люди легко ранимы, ведь столько пережили и испытали. К сожалению, все чаще уходят из жизни. По состоянию на 1 января нынешнего года в республике насчитывалось ветеранов труда 1 миллион 977 тысяч, войны – 37 504. Среди них 26 865 – непосредственные участники боевых действий, 7743 – инвалиды 1-й и 2-й группы. Героев Советского Союза – 12 человек, и лишь один – Виктор Витошкин — полный кавалер ордена Славы. За последние четыре года нас покинула практически половина ветеранов войны. Как же, скажите, не беречь их? Нельзя позволить себе даже малейшего неуважения к их заслугам и возрасту. За то, что они совершили, мы им кланяемся.

…Неспроста Анатолий Николаевич, сын погибшего фронтовика, стал военным. Замечательно и верно сказал поэт: «Отец, я все запомнил свято:// Во имя памяти моей// Я сохраню в душе солдата// Твои бои, твоих друзей». Очень полно отражают эти слова глубокую верность нашим славным традициям, живую силу преемственности поколений, что так важно в наше время.

Михаил ШИМАНСКИЙ, лауреат Государственной премии Беларуси

Фото: Юрий МОЗОЛЕВСКИЙ

--------------------------------------

Редакция газеты «Рэспублiка» сердечно поздравляет юбиляра с его 70-летием. Желаем вам, уважаемый Анатолий Николаевич, давний друг и автор нашей газеты, новых успехов в столь благородной работе, крепкого здоровья, настроения, бодрости!

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter