Отец сказал: «Вперед, доченька!»

Даже знаменитый Бюль–Бюль оглы не выманил семью Абасовых из Барановичей
Даже знаменитый Бюль–Бюль оглы не выманил семью Абасовых из Барановичей

...Когда в 1979 году в семье Алисафы Сохраб оглы и Шахназ Шамил кызы Абасовых родилась девочка, вопроса с выбором имени не возникло. Отец придумал его заранее, и, приняв ребенка, врач, землячка молодой семьи, давно уже живущая в Барановичах, улыбаясь, сказала маме по–азербайджански: «Вот твоя Гюнешь!»

— Да–да, именно Гюнешь, с мягким знаком! Потому что если имя написано без мягкого знака — оно мужское, — объясняла мне мама певицы, показывая семейные фотографии 70–х.

Честно говоря, я была даже смущена щедрым восточным приемом родителей Гюнешь Абасовой, молодой певицы, которой предстоит отстаивать честь Беларуси на конкурсе молодых исполнителей «Славянского базара в Витебске». Крепкий кофе, традиционные сладости... Ну как тут не спросить, что привело их из Баку в Барановичи?

Алисафа Сохраб оглы перебрался в Беларусь в начале 70–х, сразу после армии. В Барановичах жил его брат, женатый на белоруске. Сюда в 1978 году привез Абасов молодую жену из Азербайджана. В Барановичах семья уже 30 лет. Говорят, что нравится им в Беларуси, привыкли. Хотя после победы Гюнешь на конкурсах в Ялте и Юрмале министр культуры Азербайджана, известный композитор и исполнитель Полад Бюль–Бюль оглы, предлагал перебраться на родину, в Баку. Они отказались: «Гюнешь здесь, в Беларуси, родилась, здесь первые песни спела. Разве можно теперь уехать?»

Вспоминают родители, как Гюнешь — «солнышко» по–азербайджански, темноглазая улыбчивая девчушка, еще не научившись ходить толком, «промурлыкала» первую мелодию.

— Вернулся я с работы, — рассказывает Алисафа Сохрабович (так называют его в Беларуси), а она сидит на полу перед телевизором и тоненько так, без слов подтягивает: «Спят усталые игрушки...» Точно–точно по нотам. У меня прямо сердце сжалось, ведь годик всего дочке, а уже поет. Это у нее от меня!

— Вы мечтали о том, что дочь станет певицей?

— Ой, что вы! Она нам долго ничего не говорила. Мы знали, конечно, что музыку она любит. Гюнешь даже просилась в музыкальную школу, но мы ведь жили здесь без дедушек и бабушек, целыми днями на работе... Кто бы ее туда водил? Думали, что ей хватает занятий в школьном хоре, — рассказывает Шахназ Шамил–кызы.

Но однажды соседка рассказала, что когда девочка остается дома одна, то вроде бы кричит, а то вроде бы и плачет. Любопытная старушка заглянула в окно и остолбенела: Гюнешь громко пела, стоя перед зеркалом! Пела песни, которые написала сама... Но записывать собственные произведения Гюнешь стала лишь в 1993 году, когда отец привез ей из Германии магнитофон с микрофоном.

Смеясь, родители вспоминают, что в детстве дочка с подругой Маринкой в качестве микрофона использовали ручки скакалки.

— Так и пели в одну скакалку, — рассказывает мама. — По–моему, у них других игр и не было, только в концерт.

Но после окончания школы Гюнешь, несмотря на серьезное увлечение музыкой, все же собиралась поступать в институт иностранных языков, чтобы стать переводчицей. Не добрала одного балла. Вернулась домой и сказала: «Видно, судьба моя — петь песни!»

— Она все с оглядкой на меня жила, — вспоминает Алисафа Сохраб оглы. — Все думала, что папа скажет? Считала почему–то, что я буду против, если она станет профессиональной певицей, а не переводчицей. А я сказал: «Вперед, доченька, свою судьбу делай сама».

— Есть какая–то черта характера, которая, по–вашему, отличает ее от сверстников?

— Гюнешь очень ответственная — никогда никуда не опаздывает! И от других требует такой же обязательности. Это во всем у нее: и в работе, и в дружбе, и в отношении к родным. А еще она очень трудолюбивая, справедливая, неизбалованная, — говорит мама. — Совсем еще маленькая была, а конфеты или печенье, в магазине купленные, она обязательно на четыре части поделит — маме, папе, братику и себе. И сейчас, хотя живет отдельно, каждый день звонит, волнуется, как мы тут, что у нас...

— Есть ли у вас какие–то особые методы в воспитании детей? — спрашиваю я.

Алисафа Сохраб оглы протестует:

— Да что вы, какие методы? Гюнешь на нас смотрела и повторяла за нами. Так и языку азербайджанскому выучилась, никто специально не заставлял, и белорусскому — надо было песни на этом языке исполнять, и готовить вкусно — просто на маму глядя.

Мама Гюнешь — повар. О ее азербайджанском плове в Барановичах знают многие — очень он вкусный и рассыпчатый.

— А Гюнешь любит национальную кухню?

— Да, конечно, — говорит Шахназ Шамил кызы. — И плов любит, и долму — это такие маленькие голубцы в виноградных листьях. А особенно любит джегортму, блюдо из курицы. Когда домой приезжает, всегда просит, чтобы я ее сделала. Хотя Гюнешь и сама отлично готовит, просто времени у нее сейчас нет. Сами понимаете, впереди ответственный конкурс, Витебск.

— Вы поедете дочь поддержать?

— Обязательно! — говорит Алисафа Сохраб оглы. — Мы почти на все конкурсы с ней ездим, только волнуемся больше, чем Гюнешь.


Джегортма от Абасовых

Курицу разделить на небольшие кусочки. В большой глубокой сковороде на сливочном масле обжарить репчатый лук (2 луковицы), нарезанный полукольцами. Когда лук порозовеет, добавить к нему курицу. Обжарить, посолить и поперчить, закрыть крышкой. Тушить 20 минут. Потом добавить на сковороду 3 — 4 средних помидора, разрезанных пополам. Помидоры положить разрезом вниз. Через несколько минут все перемешать и залить 3 — 4 взбитыми яйцами. Жарить на маленьком огне до готовности. Перед подачей на стол посыпать рубленой свежей зеленью.

Фото из семейного архива Абасовых.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter