Отец по принуждению

Почему горе–родители забывают о своих детях?
Почему горе–родители забывают о своих детях?

Лене было 16, когда она встретила Александра. То, что между ними случилось, поэты называют любовью. А лишенный сантиментов язык судебного протокола — «склонением несовершеннолетней к сожительству». Результатом этой любви–сожительства стало рождение дочки. Ее воспитывает бабушка. Мать девочки уехала в Россию. А от отца, он же ответчик по уголовному делу, вот уже несколько лет никак не могут добиться алиментов. Горе–папашу методично вызывают в суд — увещевают, призывают, делают последнее предупреждение. Недавно осудили к двум годам исправительных работ, которые, впрочем, «уклонист» спокойно игнорирует. Ну а денег, само собой, как не было, так и нет...

«Неужели нельзя заставить его работать, оказывать ребенку хоть какую–то помощь?» — пишет в редакцию бабушка шестилетней девочки, которая свою мать видит изредка, а отца толком и не знает.

Ситуация драматичная и одновременно типичная — подобных писем в нашей почте немало. Сколько таких нежеланных, заброшенных детей на руках у бабушек, в интернатах да приютах! Горе–родителей, что называется, не мытьем, так катаньем пытаются заставить быть... родителями. Комиссии, инспекции, суды... Но по принуждению любви никак не получается. И тысячи неплательщиков алиментов ежегодно становятся осужденными. Им обычно назначают наказание, не связанное с лишением свободы, — в надежде, что горе–родители все же одумаются, вспомнят о своих детях. Случается это, прямо скажем, нечасто. «Высшая мера» для тех, кто добровольно не хочет заботиться о своих детях, тунеядствует, — арест. Судьи назначают его обычно, чтобы человек мог «пересмотреть свое поведение». Что случается, кстати, еще реже — немало арестантов повторно попадают на казенные нары. Ну а совсем безнадежных папаш и мамаш лишают родительских прав — таких набирается до 5 тысяч ежегодно . Их детей обычно отправляют в детские дома и интернаты, содержание в которых обходится совсем недешево. Нам с вами, налогоплательщикам, обходится. Горе–папаши и мамаши обычно только рады, что их избавили наконец от обузы — собственных детей...

Правовой выход из этой ситуации наше общество пытается найти уже давно. Но эти усилия, к сожалению, очень уж напоминают известное малопродуктивное занятие — толочь воду в ступе... Совершенно очевидно, что судебным преследованием злостных неплательщиков алиментов, родителей–пьяниц проблему не решить. Те денежные крохи, которые удается получить от нерадивых родителей, не компенсируют затрат не только на содержание их детей, но даже на ксерокопии документов для принятия судебных решений. Ну а любви по принуждению к своим детям у горе–родителей, повторяю, никак не получается... Так не пора ли направить хотя бы часть наших усилий в несколько иное русло? Ему, кстати, и название подходящее у специалистов есть — «воспитание ответственного родительства».

Понятие это, несмотря на очевидность смысла, довольно туманно для молодых людей. Хотя чего уж проще! Учителя в школе должны просветить детей насчет ценности семьи, высокого предназначения и ответственности родительской миссии. А мама с папой желательно и словом, и делом, то есть собственным примером, эту истину должны в своем чаде укрепить. Но почему–то ни учителя, ни родители этой задачки со всеми известными решить никак не могут. Информацию о самом главном для себя — как быть мамой и папой — дети обычно получают (если вообще получают) от кого угодно, но только не от родителей и учителей. Усилия взрослых на этом поприще вообще выливаются в перманентные шараханья из одной крайности в другую. От суровых запретов даже на разговоры «про это» до предложений чуть ли не раздавать пятиклассникам презервативы. Вводили в школах предмет «Этика и психология семейной жизни», потом отменили. С этой «тематикой» пытались вписаться в факультативный курс «Гуманистика». (Который, кстати, в 10–м классе изучают, когда та же 16–летняя Лена, о которой мы в начале говорили, уже сама стала мамой...) Еще во время обсуждения нового Кодекса о браке и семье специалисты Национального института образования предлагали заложить в нем норму о подготовке молодежи к семейной жизни. Предложение было отвергнуто... законодателями. Когда разрабатывали еще предыдущую программу «Дети Беларуси», в ней также закладывалась норма о необходимости учебных курсов «Готовим жену» и «Готовим мужа». Но через год эту тему закрыли даже в базовой школе, где ее разрабатывали. Знаете, почему? Родители возмутились, что их детей, мол, развращают...

Сегодня повышение рождаемости объявлено первоочередной задачей в социально–экономическом развитии страны. Для этого разработана четкая стратегия — укрепить статус семьи в глазах общества, повысить детские пособия, выстроить гибкую систему социальной защиты матери и ребенка. Но все эти замечательные начинания вряд ли дадут ожидаемый результат, если молодые мамы и папы окажутся не готовыми быть... родителями. А значит, рожать желанных детей. Отвечать за своего ребенка — содержать, воспитывать, любить его. Просто? Так, может, все же попытаться взрослым и их подрастающим детям эту простоту одолеть? Тогда, по крайней мере, не придется в редакцию писать, нервы мотать да по судам ходить — в надежде получить алименты от непутевого отца своего ребенка...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter