Величайшим чехом в истории жители страны считают короля Карла IV - отца Отечества и символ объединенной Европы

Отец Отечества

Величайшим чехом в истории жители страны считают короля Карла IV
Памятник Карлу IV возле Карлова моста в Праге

Величайшим чехом в истории жители страны считают короля Карла IV, а потому его 700–летие, которое приходится на 14 мая, с размахом отмечают не только по всей Чехии, но также в Люксембурге (он один из ярчайших представителей королевской династии Люксембургов), Аахене, Нюрнберге и Магдебурге. Потому что Карл был не только королем Богемии, но и императором Священной Римской империи немецкой нации. Чехи считают его не только отцом своего Отечества, но и символом объединенной Европы.

Имя Карла в Чехии повсюду: знаменитый Карлов мост в Праге (один чешский предприниматель сказал мне: «Америки на карте еще не было, а Карлов мост уже стоял!» (американские аборигены с ним, конечно, сильно поспорят о том, что «было», а чего «не было», но мы сейчас не о них), Карлов университет там же, замок Карлштейн (прекрасный!) неподалеку. Город, в котором я живу — Карловы Вары, — обязан императору своим рождением (хотя легенда на первое место выдвигает раненого оленя, но не в нем суть, а в горячих минеральных источниках, которые животину вылечили, а Карлу потом неоднократно помогали). В КВ, кстати, Карлу аж два памятника поставили — правда, оба неказистые (на мой пристрастный взгляд, конечно). В чешской истории, мне кажется, есть только две такие фигуры, имя которых встретишь повсюду: Карл IV и первый президент независимой Чехословакии Томаш Гарриг Масарик. Но отец Отечества в любом случае только один — Карл, наполовину чех. Впрочем, Масарик так и вовсе наполовину словак, а наполовину немец. Национальность на самом деле решает и объясняет далеко не все.

Старший сын короля Чехии Иоанна (Яна) Слепого из рода Люксембургов и чешской принцессы Элишки Пржемысловны родился в Праге в 1316 году. При рождении ему дали наследственное имя Вацлав, но оно давно забыто (Вацлав — святой король, гордо восседающий на коне на одноименной площади в самом центре Праги), но в Чехии его называют, конечно, не Карл, а Карел. Почти все детство будущий король провел у родственников в Париже, там же и образование получил — по тем временам блестящее. В 1348 году он открыл в Праге первый в Восточной и Центральной Европе университет, который впоследствии получил его имя — Карлов. А потом еще девять университетов в других европейских городах. Когда Карлу было 15 лет, отец назначил его своим наместником в северной Италии, но удержать ее под властью Люксембургов не удалось. А вот с Чехией и Моравией получилось значительно лучше. В отличие от отца Карел (наполовину, как мы помним, чех) знал чешский (вообще говорил на пяти языках), обычаи и традиции своей родины и в порыве как–то написал: «Прекрасна моя страна! В любви к ней я нахожу великое счастье!» Он ее не только любил, но и созидал: при нем Прага была одной огромной стройкой и стала так красива, что ее называли не иначе как «восточный Париж». Сегодня, гуляя по извилистым улочкам средневековой «златой Праги», мы гуляем по его — Карла — городу. Он налаживал виноделие, лесоводство и рыбоводство. Именно при Карле начали устраивать пруды, благодаря которым появился знаменитый чешский карп, который и сегодня — обязательное блюдо на рождественском столе каждого чеха. Рекомендую.

Как император Священной Римской империи немецкой нации в 1355 году он подписал Золотую буллу, которая оказалась определяющим законом в этих землях на следующие 450 (!) лет — до 1806 года, когда Священная Римская империя перестала существовать. Во многом благодаря этому документу Германия и сегодня имеет федеральный статус: булла закрепляла полный суверенитет князей в их владениях. Императора часто упрекают в том, что о Священной Римской империи он заботился куда меньше, чем о любимой Чехии. Это правда: его мало волновало, что из–за Золотой буллы Германия превращается в конгломерат независимых земель, зато радовало, что Чехия получает максимальные права и свободы. Именно поэтому отцом Отечества его называют только чехи, а итальянская Пиза, например, никак не может простить пожара в королевском дворце, при котором и сам любвеобильный Карл (был женат четыре раза и всякий раз успешно, результат — десять детей, которые стали королями и королевами не только Чехии, но и Венгрии, Польши, Англии, германскими князьями) со своей третьей женой Анной едва спаслись, выбежав из дворца в нижнем белье. Пизанцам пришлось выплатить заподозрившему поджог и покушение императору большую компенсацию. Петрарка писал о нем: «Император римлян по имени, по правде ты всего лишь король богемский».

В общем, Чехия празднует с размахом — выставками, научными конференциями и массовыми гуляньями (в Карловы Вары приезжал сам Карл на коне — надо полагать, в поисках излечившегося в источниках оленя). Приглашения на празднование 700–летия Карла IV разослали монаршим и аристократическим семьям Европы, но слиться в едином порыве с чешским народом согласились не все. Великий герцог Люксембургский Анри (связанный с Карлом отдаленными, но родственными узами) и князь Монако Альберт II приехали, а вот представители королевских семей Великобритании, Испании, Норвегии и Швеции — нет. Видно, до сих пор за что–то зуб на Карла держат. Это они, конечно, зря.

sbchina@mail.ru

Фото автора. 

Советская Белоруссия № 90 (24972). Суббота, 14 мая 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter