Заведующая отделением Минской городской инфекционной больницы Елена Блатун вылечила нулевого пациента с диагнозом COVID-19

Отец направил на стезю врача

Помню командировку в Городокскую центральную районную больницу 28 февраля — именно в этот день, по сообщению Минздрава, в Беларуси был выявлен нулевой пациент с коронавирусной инфекцией. «Для неопознанных вирусов нет преград и законов. Столкнемся с такими пациентами и в нашей больнице, как и при свином гриппе», — в беседе со мной высказал уверенность главный врач Валерий Самсонов. И хотя верить в это не хотелось, случилось именно так. В первые дни недуг казался невиданной в наших краях диковинкой, не случайно заболевший студент из Ирана по имени Парса, который учится в БНТУ на механико-технологическом факультете, стал известен на всю страну. Его изолировали в минской Городской клинической инфекционной больнице, а лечащим врачом стала заведующая отделением воздушно-капельных инфекций «Боксовый изолятор» Елена БЛАТУН, награжденная по итогам первой волны в борьбе с COVID-19 Благодарностью Президента.

ТОГДА еще никто не понимал, как коронавирус передается и каким инфекционным потенциалом обладает. Хотя наши медики готовились к встрече с болезнью, уже точно знали, какие отделения перепрофилируют в первую очередь. Еще задолго до нулевого пациента к нам госпитализировали людей с подозрительными симптомами — провести им лабораторный анализ. В первую очередь в поле зрения попадали вернувшиеся из-за границы, — уточняет Елена Блатун.

Отделение, которым заведует моя собеседница, предназначено для больных с воздушно-капельными инфекциями, а палаты оборудованы двумя выходами — на улицу и в коридор. Поэтому все первые пациенты в течение марта поступали исключительно сюда, особо тяжелые — в реанимацию. Когда же поток больных увеличился, последовательно стали перепрофилировать остальные отделения в больнице. Наряду с Еленой Блатун в боксовом изоляторе заступила на передовую врач-инфекционист Анна Кутузова. Под их пристальным вниманием находились все первоочередные контакты Парсы, а это его белорусская невеста и ее родители.

Первые пациенты, включая нулевого, болели нетяжело, практически без клинических проявлений. У кого-то немного повышалась температура, но в плане лечения особых проблем не было, вспоминает завотделением. Парса пробыл в клинике более двух недель, тогда по критериям выписки должен был получить два отрицательных контрольных мазка, что требовало времени. Поток пациентов постепенно вырос, и здесь уже было не до страхов и тревог — работу все равно делать нужно, здоровье людей на первом месте, поэтому с COVID-19 вступили в бой.

Елена Блатун — профессионал с многолетним опытом. С различного рода инфекциями имеет дело с 1990 года: ВИЧ, трофические, воздушно-капельные, герпетические — всего и не перечислить. Повидала много тяжелых пациентов, но их истории исцеления настраивают на позитив. Выбрала свою стезю Елена Михайловна во многом благодаря примеру отца, он в свое время раскрыл ей «врачебную тайну»: инфекционные больные в большинстве своем выздоравливают, а довести лечение до успешного финала для любого доктора дело чести.

— В те годы, когда отец работал терапевтом, речь шла лишь об острых инфекциях, после которых, исключая крайне тяжелые течения с неблагоприятными исходами, большая часть больных действительно шла на поправку. Сейчас в специфике нашей работы многое поменялось, пришли хронические недуги — ВИЧ, гепатиты… — поясняет Елена Блатун. — Но это не значит, что мы не можем облегчить и стабилизировать состояние, свести к минимуму последствия. Уже поставили на ноги многих пациентов с COVID-19, почти вся больница работает как ковидный госпиталь. В нашем боксированном отделении ежедневно около 20 больных, в месяц выписываем около 70 человек.

Многие заболевшие отмечают в числе симптомов потерю обоняния, но это далеко не самое опасное, уточняет Елена Михайловна. В стационар, как правило, поступают тяжелые пациенты, которые нуждаются в кислородной поддержке, с лихорадкой и двусторонними пневмониями. Среди распространенных признаков — температура, кашель, боли в горле, а главное, сильная слабость и головная боль. Насчет профилактических советов — они все на слуху, но почему-то не всегда люди хотят их выполнять.

— Прежде всего это строгий масочный режим. Я, признаться, сторонник жестких мер. Выступаю за минимизацию контактов, отмену больших семейных праздников, ведь основные разносчики — дети, которые болеют бессимптомно. При повышенной температуре рекомендую обильное питье, жаропонижающие препараты, а вот противовирусные при COVID-19 не работают. Лучше всего посоветоваться с врачом и обследоваться.

Единственная панацея от коронавируса — вакцина, как и от других подобных инфекций, которые появляются нечасто, но от них никто не застрахован. Десять лет назад разгулялся по планете свиной грипп, и вот новая напасть. Мировое сообщество уже встречалось с коронавирусами, их быстро локализовывали и ставили барьеры, как, к примеру, это было с лихорадкой Эбола. Но с COVID-19, зачастую протекающим бессимптомно, все оказалось по-другому…

Елена Блатун не может не отметить поддержку пациентов. Выздоравливая, они в знак признательности вносят свою лепту. Так, после выписки подарили инфекционной больнице кислородные концентраторы и пульсоксиметры. Моя собеседница просит через газету поблагодарить всех, кто по мере сил помогает медикам в нелегкой борьбе с COVID-19.

basikirskaya@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter