История одной фотографии народного художника Беларуси Гавриила Ващенко с сыном Константином

Отец и сын

Этот снимок Евгения Коктыша можно было бы отнести к самым обычным и будничным. Галерея нашего художественного музея со знаменитой мраморной балюстрадой, колонны. Тишина. Картины. Неторопливо идут и о чем-то негромко общаются два человека, судя по внешнему виду — художники. Может быть, говорят о каких-то пустяках, или, наоборот, их разговор глубокий и связан с чем-то невероятно важным. Младший, чуть склонив голову, внимательно слушает, ловя не только смысл каждого слова, но и интонацию. 


А необычное в этой фотографии то, что на ней люди, близкие по крови, — Гавриил Харитонович Ващенко и его сын Константин. 

Вечная тема, многократно отыгранная: в литературе, кино, изобразительном искусстве, рассказывающая о взаимоотношениях двух поколений. Удивительно то, что она никогда не устаревает, продолжая волновать. Каждый, сталкиваясь с подобным сюжетом, начинает вспоминать своих родителей, а также и свои отношения с собственными детьми. Хорошо, когда эти отношения ровные и безоблачные на протяжении всей жизни, но подобное бывает крайне редко, тем более когда отец и сын занимаются одним делом. В искусстве без споров не бывает. Иначе оно перестает двигаться. И вот здесь важно сохранить и уважение младшего к старшему, а также веру учителя в своего ученика. 

Я знал Гавриила Харитоновича, давно знаком и с Константином. Их отношения меня всегда удивляли и казались если не идеальными, то близкими к совершенству своей трогательной сдержанностью и взаимным уважением. Я видел, как они общались в стенах театрально-художественного института (ныне академия), где старший и знаменитый руководил кафедрой, а младший являлся обычным студентом-графиком...

Знаю, что отец и сын очень любили Беларусь. Объехали и прошли ее на катере по большим и малым рекам вдоль и поперек, останавливаясь в самых красивых и выразительных местах. Константин сдержанно рассказывал о тех путешествия и о том, как ему приходилось заботиться об уже немолодых родителях, пассажирах его катера. 

Знаю, как много времени он проводил в отцовской мастерской, слушая рассуждения зрелого мастера о живописи и жизни. Но младший Ващенко нашел свой путь в искусстве, и это тоже очень важно.

В музейной тишине тихо идут очень похожие друг на друга два художника — отец и сын, Гавриил Харитонович и Константин Гаврилович. Почти библейский сюжет — полный скрытых смыслов и любви. 

stepan@sb.by 

Фото любезно предоставил Евгений Коктыш.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter