
Сегодня я точно знаю, когда поменялись мои взгляды и отношение к человеку и художнику Бархаткову. Помню тот момент. Я увидел дипломную картину Игоря. Большой темный холст, а на нем — две узнаваемые фигуры. Сам Игорь и его отец — художник Антон Бархатков. Оба персонажа абсолютно будничные. Они стоят у картины и о чем–то молчат. Вот и все. Вроде бы и тема не новая, и живопись обычная, а не отпускает картина. Стоишь как вкопанный, глядишь и про свое думаешь. А потом, уже через час, через день, неделю, месяц увидишь вечером собственную тень на стене — и опять картина Бархаткова в памяти возникнет. Но уже по–иному... Своего отца вспомнишь, даже дыхание, кажется, услышишь. И опять же, себя молодого увидишь и тут же — уже взрослого... Вот такая странная картина.
И после нее мне стало понятно, почему Игорь пейзажи пишет, преимущественно сельские. Старых художников любит, собирает их картины и рисунки. Почему он в деревню из Минска уехал, и там с женой уединились и работают с утра до вечера, и зимой и летом.
Его отец учился у знаменитого Бялыницкого–Бирули, а Игорь учился у него. Перенял главное — любовь к природе, к бесхитростному пейзажу. К постоянно изменяющемуся, но остающемуся неизменным. Одну и ту же деревенскую улицу Игорь может писать сто раз: весной, когда только–только пробивается зелень, зимой, с голубыми тенями на рыхлом снегу, осенью, когда все рыжее от сыплющихся листьев, летним солнечным днем. И каждый холст — новый рассказ.
И еще, это очень важно, Игорь смог сохранить практически все работы своего отца. Он почти ничего не продал коллекционерам. Сберег. В этом году на выставке, посвященной 100–летию со дня рождения Антона Бархаткова, в Национальном художественном музее он показал все, что получил в наследство. И когда он говорил о своем отце (давал интервью), стоя у его портрета, то и люди останавливались, слушали, затаив дыхание. Эта юбилейная выставка для меня продолжение той, написанной в 1984 году, большой дипломной картины «Отец и сын».
И фотография Евгения Коктыша, на которой Игорь Бархатков рядом с картиной отца, не случайна.
Фото Евгения Коктыша