Индустрия гостеприимства пытается нащупать точки роста

Отели ищут свое лицо

Наша индустрия гостеприимства за последние несколько лет заметно изменилась, но в условиях обостряющейся конкуренции еще более коренным преобразованиям гостиницы должны подвергнуться в ближайшие год–два. Времени на раскачку нет: отечественный гостиничный бизнес во многом повторяет опыт России, но мы отстаем от соседей на 12 — 15 лет. Эксперты неумолимы: чтобы выжить и развиваться в современных условиях, надо, во–первых, наверстывать упущенное, а во–вторых, сосредоточить усилия на внедрении современных технологий и менеджмента, подготовке квалифицированного персонала.

ФОТО АЛЕКСАНДРА КУШНЕРА
Отельеры в различных странах сходятся во мнении: как только на местный рынок пришли международные сети, гостиничный бизнес уже никогда не будет прежним, комментирует эксперт по гостеприимству и сервису, управляющий директор компании PHC (Professional Hospitality Company) Маргарита Денисова:

— В Беларуси это случилось сравнительно недавно, уже после хоккейного чемпионата мира 2014 года. В 2015 — 2016 годах ряд отелей пытался жить по–старому, там сетовали, что в стране мало туристов. А после открытия пятидневного безвизового въезда в страну через Национальный аэропорт «Минск» стало ясно: избытка гостей пока ожидать не следует, а те, которые есть, достанутся отелям, где правильно выстраивают свой бизнес. Вот и получается: когда, к примеру, минский «Ренессанс» заполнен на 70%, то один из расположенных неподалеку аналогичных отелей — только на 30%.

Нельзя сказать, что в индустрии гостеприимства нет талантливых менеджеров — просто их не так уж и много. Некоторые в свое время прошли практику в сетевых отелях либо отечественную школу. На протяжении многих лет хорошей кузницей кадров являлись гостиничный комплекс «Юбилейный», отель «Минск». Открытие в столице гостиницы Crowne Plaza Minsk дало стране специалистов совсем иного уровня: взращенные там менеджеры хорошо чувствуют бизнес и вполне могут в обозримой перспективе претендовать на должность генерального менеджера какого–нибудь отеля. Маргарита Денисова убеждена: сейчас для Беларуси важно воспитать специалистов, которые станут агентами изменений на местах, и изменить отношение владельцев гостиниц к их детищам. Здесь показателен пример открытой в прошлом году гостиницы в Несвиже. Ее выкупил предприниматель из Барановичей Сергей Рагоза, для него это непрофильный бизнес. На протяжении пятилетнего периода реконструкции новому владельцу и его супруге довелось в корне пересмотреть многие свои взгляды.

— В 2012 году планировалось лишь отреставрировать гостиницу на 28 номеров, — вспоминает Юлия Рагоза. — Ресторан в том же здании не выкупали, но потом, когда уже был готов проект с достройкой двух этажей и усилением фундамента, изменили решение. Сегодня это пятиэтажное здание с пристройкой, 47 номеров. Однако с внедрением стандартов бренда и корпоративной культуры пришлось непросто. Нас убеждали, что это надо делать еще на этапе набора и обучения персонала, но не ко всем рекомендациям управляющей компании мы прислушивались. Как выяснилось, зря. Были и другие сложности. Штат отеля — 35 человек, и в новогодние праздники, когда загрузка гостиницы и ресторана была стопроцентной, справиться с наплывом посетителей оказалось проблематично. В результате мой муж брал поднос и разносил напитки, части сотрудников пришлось освоить профессию горничной, а я помогала на кухне.

ФОТО ВИТАЛИЯ ПИВОВАРЧИКА
Локомотивом в развитии отельного бизнеса должны стать вновь созданные команды — коллективы единомышленников, в которых царит доброжелательная атмосфера и есть четкое понимание своей миссии. Собственники должны сознавать: бренд работодателя играет важную роль, потому что квалифицированные кадры выбирают, к кому именно идти работать. А дефицит персонала существует сейчас во всех странах, ведь индустрия гостеприимства — это отрасль, где не каждый сможет работать. Отели, конечно, не против перемен — по крайней мере, шаги в этом направлении делаются. Пример тому — активное участие гостиниц в прошедшей недавно в Минске конференции «Успешный отельный бизнес» и гостиничном форуме «Три кита гостеприимства».

— Собственников на форуме было примерно 15%, около 40% управляющих, остальные — менеджеры, начальники отделов, маркетологи, — рассказывает Маргарита Денисова. — Но многих из тех, кто зарегистрировался, не пустило руководство: мол, работы много. А ведь приглашенные эксперты рассказывали об опыте Украины и России — бесценном для Беларуси: наш бизнес ведь ничего нового не выдумывает, он просто следует зарубежным веяниям...

Очередным экзаменом для индустрии гостеприимства станут II Европейские игры, которые пройдут в Минске в 2019 году. С размещением участников и гостей проблем явно не возникнет: опыт наработан. Более того, подготовлен меморандум о сдерживании цен в отелях на период соревнований. Параллельно в Минске займутся качеством оказываемых услуг, в том числе знанием иностранных языков. Планируется, что ряд отелей предложит комплексный пакет — проживание, трансфер, питание, аренду спортсооружений. Гостиницы Федерации профсоюзов Беларуси также хотят внедрить пакетное оказание услуг: проживание, питание, трансфер и проведение экскурсий. Но Европейские игры пройдут, гости разъедутся по домам, и во многих отелях снова воцарятся тишина и безмолвие. В этой ситуации наивно рассчитывать исключительно на дальнейшее развитие внутреннего туризма и увеличение срока безвизового въезда в Беларусь для иностранцев. Придется искать новые пути повышения эффективности бизнеса. Тут одними лишь скидками явно не обойдешься. Но все ли собственники отелей готовы на нестандартные решения?

Цифры «СБ»

В 2017 году загрузка минских отелей составила 44,8% — на 3,9% больше, чем годом ранее. Более 70% постояльцев столичных гостиниц — иностранные гости. Средняя продолжительность пребывания в минских отелях — 2,2 суток.

Прямая речь

Алексей Волов, управляющий партнер, организатор форума отельеров Hotelite Group:


— Чтобы сделать отель успешным, нужна уникальная идея и соответствующая инфраструктура. Необходимо также изучить много информации. Я на протяжении четырех лет был менеджером загородной гостиницы в Подмосковье. Там не было речки или бассейна, площадки для развлечений, детского городка. Строился объект как бутик–отель, но что с ним делать дальше? После долгих размышлений пришли к выводу, что можем работать в довольно узкой, но интересной свадебной нише. Была поставлена цель: сделать первый в России свадебный отель. Это был 2012 год. В 2014–м мы установили рекорд — провели 300 свадеб, летом — по 5 — 6 торжеств в день. При этом в гостинице всего 41 номер, зато есть 5 залов для мероприятий, плюс 9 гектаров территории, 4 из которых активно используются. В результате 75% доходов было не от номерного фонда.

Факт

Гостиничный бизнес в отличие от ресторанного не приносит быстрых дивидендов. Минимальный срок возврата инвестиций — 8 лет в лучшем случае. При неблагоприятных условиях становления бизнеса это время увеличивается как минимум вдвое.

nesterov@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter