Нужны ли в Беларуси долгие новогодние каникулы?

Отдыхать? Не, работать!

В канун волшебных новогодне–рождественских дней приятно предаться мечтам. Так хочется, чтобы как в сказке: лежать на печи, а тебе по щучьему велению все, что ни пожелаешь, на блюдечке с золотой каемочкой. Похоже, именно об этом крепко задумалась одна из участниц нашего спор–клуба, пожелав долгих новогодних каникул. Ну есть же они в некоторых странах, неужели и мы себе позволить не можем? Под это суждение подведена некоторая доказательная база, но второй член клуба стремится ее разбить вдребезги простым вопросом: а за чей счет банкет? Чьи доводы покажутся более убедительными читателю? Как всегда, ждем ваших комментариев к публикации на портале www.sb.by.

фото WWW.JAMESHASKELL.COM

От чего кони дохнут? 

Признаюсь тебе, Дмитрий, с порога: во мне хоть капелька рабыни да осталась, трудно мне вот так смело вытянуть ножки перед праздником, расслабиться, почувствовать облегчение и подумать о чем–нибудь приятном. Например, о длительных новогодних каникулах для взрослых. Но я все–таки попробую загадать такое желание: пусть бы и у нас наконец депутаты рассмотрели праздничную реформу и подарили соотечественникам на будущий Новый год и все последующие годы неделю выходных. Без переносов, рейдов и прочих выходов «рабочих групп» в безлюдный город.

Подозреваю, искусный оратор в пылу красноречия заявит безапелляционно: «Нельзя ни в коем случае отдыхать! Производительность труда упадет!» А ничего, дорогой мой, поддержим ее, валкую и шаткую, цифрой. Не видела ни одного серьезного исследования, подтверждающего тот факт, что от чрезмерной работы сильно улучшается финансовое положение тех, кто ею занимается. Зато внимательно изучила данные Организации экономического сотрудничества и развития развитых стран (ОЭСР). Так вот, согласно их статистике чем меньше в государстве общее количество рабочих часов в году, тем лучше живут его жители. Не знаю уж, какая тут зависимость, но это факт. Суди сам, меньше всего работают немцы — 1.363 часа в году, на втором месте голландцы — 1.462, замыкают тройку праздных европейцев французы — 1.472. Экономику этих стран, как ты понимаешь, назвать слабой никак не получается: успевают люди эффективно трудиться и отдыхать с умом, наладить эффективный рабочий процесс, по–современному сбалансировать свой труд и отдых в XXI веке, свитом из гаджетов, автоматов и роботов.

Тебе, конечно, любопытно будет узнать, какое место мы занимаем в этой таблице? Есть повод гордиться, мы — в передовиках труда, соответствующим министерством нам предписано работать в году 2.019 часов — норма для тех, кто занят пять дней в неделю на производстве, для приверженцев шестидневки — не больше 2.021 часа. Показатели выработки у нас великолепные, мы обогнали даже японцев с их скромной цифрой — 1.713 рабочих часов в году, а ведь существует ошибочное мнение, что жители Страны восходящего солнца трудоголики номер 1 в мире. Теперь ты понимаешь, что это миф? Им еще до нас далеко. Тем более в Японии принята почасовая система оплаты труда: если бы у меня была возможность полдня размышлять над тем, ставить запятую или нет в предложении, я бы только этим и занималась. Еще бы и на сверхурочных обязательно настаивала, брала бы тексты на дом. Но мы не в Японии.

И не будем далеко ходить, наши соседи–россияне отдыхают в январе 10 — 11 дней. Среди населения регулярно проводят опросники: отменить или оставить привычку столь длительного зимнего «перекура»? И как ты знаешь, абсолютное большинство россиян вновь и вновь голосуют «за» большие выходные, семьдесят процентов опрошенных не готовы жертвовать ни днем своих законных каникул. Я помню, мои друзья–москвичи в первые годы были в растерянности, когда им на голову свалился почти двухнедельный релакс — не знали, чем себя занять, что есть, как пить и расходовать семейный бюджет во время внезапного простоя. А сейчас вошли во вкус, приспособились, научились планировать два «отпуска» — новогодний и внеочередной. Теперь путевки в январе на Кубу и в Таиланд для них так же естественны, как и летние вояжи. А в январе, обрати внимание, семье выпадает шанс побыть вместе по–настоящему: каникулы у взрослых и детей совпадают. Пока только один человек в России против, чтобы люди были вознаграждены за труд — это Жириновский. Все остальные с завтрашнего дня будут ловить кайф, кто дома с родными, кто в путешествиях.

Некоторые жалуются, что денег на поездки нет. Но довод, честно говоря, не слишком убедительный. Когда я смотрю, с каким азартом носятся миллионы людей по магазинам в предпраздничные дни, закупаясь горошком и полотенцами в неограниченных количествах, я понимаю, что мои 120 рублей на путевку в новогодний тур тихо меркнут на фоне иных потребительских корзинок. Может быть, у нас именно короткие выходные и провоцируют людей зацикливаться на застолье? А было бы чуть больше пространства и деньков для маневра — вместо майонезных вечеринок научились бы заранее бронировать зимние курорты, санатории или, прости меня за это слово, театры. Сталкиваюсь постоянно с тем фактом, что молодые минчане в первом и втором поколении ни разу не были в Большом, балет «Щелкунчик» не видели, зато рецепт быстрого салата «Белочка» от зубов отлетает.

Да, Дмитрий, вместе с культурой непития, о которой грезит наш медийный доктор Терещенко и толкует об этом в каждом ток–шоу, хорошо бы еще культуру альтернативного досуга подтянуть. И недельные каникулы для такой терапии только во благо. Об этом все психологи говорят: отдыхать нужно минимум два раза в год.

Призываю тебя, давай вместе попробуем с Нового года заложить фундамент новой жизни, будем калькулировать, прикидывать, планировать и стараться разнообразить свой отдых, в том числе и длительный, к которому придем неизбежно. С наступающим!

Виктория ПОПОВА

viki@sb.by


Труд облагораживает

Ты, Виктория, апеллируешь к статистике? Что ж, она есть и у меня. Вот данные опроса популярного туристического портала союзного с нами государства на востоке, запустившего моду на двухнедельное сибаритство с Нового года и аж по старый. Кстати, нынче этот срок затуманенной безмятежности впервые нормативно сокращен почти вдвое. Уже в этом простом арифметическом факте не видишь ли ты, Вика, осознания ошибки?

Собственно статистика. Четыре процента опрошенных порталом россиян собираются на праздники в Европу. Три — планируют уехать к морям... Остальные останутся дома, не имея определенных замыслов. И это только среди посетителей туристического портала. В противовес им многомиллионная часть общества в эти дни вообще на подобные ресурсы не заходит. А это значит, что численность людей, позволяющих себе отъехать к морям или в горы, вообще стремится к нулю.

К этому я еще вернусь, а пока, Виктория, обращу твое внимание на некоторый диссонанс причинно–следственных связей в твоих рассуждениях. Ты утверждаешь: «Чем меньше в государстве общее количество рабочих часов в год, тем лучше живут его жители». А мне вот этот посыл увиделся развернутым на 180 градусов. Не кажется ли тебе, что дело в том, что чем эффективнее действует экономика, тем больше бонусов она может предоставить тем, кто в ней занят? Но сначала надо попахать на эту эффективность, а потом уже ждать преференций. И потом, ты, видимо, не заметила, чьими руками куется процветание названных тобой стран. Ты не раз бывала в Европе и, конечно же, наблюдала, что люди, создающие уют и привлекательный облик туристических городов, как говорится, у станка 24 часа в сутки, 7 раз в неделю. Это персонал отелей, ресторанов, музеев, магазинов, дворники, уличные торговцы... Много ли ты видела среди них представителей титульных наций посещенных стран?

В абсолютном своем большинстве это мигранты из относительно близких, но чаще все же дальних стран. Расскажи им о норме годовой выработки по полторы тысячи часов, и я хотел бы услышать, что они тебе ответят. И тут мне видится вполне явное проявление давней колонизаторской традиции, только на современный лад: если стало невыгодно или уже нечего вывозить из дальних земель в плане материальных благ, то почему бы не вывезти рабочие руки? Которые эти блага будут создавать на месте?

Вернемся к российскому примеру. Традиция двухнедельных каникул у соседей появилась в нажористые времена, когда символом процветания бизнесмена руки чуть выше средней был особняк на Рублевке и раздутый штат фирмы не меньше чем до сотни некомпетентных бездельников. Эту прослойку общества, если помнишь, прозвали «офисным планктоном». Ну просто круто было его содержать в стеклянном аквариуме бизнес–центров. «Планктон» тоже был вполне себе доволен, поскольку получал в конце года увесистые материальные бонусы и на эти деньги сытно ел и вкусно пил весь новогодний отпуск. Но эпоха шальных денег прошла. Опустели особняки на Рублевке, штаты компаний съежились многократно до размеров, диктуемых экономической целесообразностью, о заоблачных бонусах осталось только вспоминать. И вот на этом моменте люди, не имея к каникулам отпускных и приличной зарплаты в следующем месяце, поскольку половину предыдущего прогуляли, всерьез задумались: а надо ли им такое счастье?

Видишь, Виктория, что получается? Второй отпуск, конечно, хорош, но лишь в этаком умозрительном восприятии. На самом деле он по–любому должен быть оплачен. Либо чьим–то трудом за нас, либо щедрой подачкой от денежных мешков. Оглянись, вокруг, Вика, ты много видишь таких вариантов? Я что–то не очень. Точнее, совсем не вижу ни одного.

И потом, вот еще что важно. Ты готова, Виктория, смириться с двухнедельным ожиданием, если в ночь с 31 декабря на 1 января в твоем доме вдруг погаснет свет? А чем энергетики хуже офисного персонала? Они тоже хотят на каникулы. То же с водоснабжением. Пусть не будет в эти дни телевизора и газет, застынут информресурсы в интернете — все журналисты в отпуске. Лягут социальные сети, замолчит телефон, встанет транспорт, попрячутся по гаражам такси, в теплых квартирах останутся врачи «скорой», пожарные, патрульные, инспектора ГАИ. На дверях магазинов замки, банкоматы и расчеты по картам не работают... Понимаешь, к чему я рисую эту апокалиптичную картину?

Вокруг нас масса служб, которые останавливать ни в коем случае нельзя. А есть еще и производства непрерывного цикла. И в этом секторе занято очень много людей. Так почему мы должны делить общество на тех, кому даровано счастье бездельничать, и тех, кто в эти дни будет обслуживать первых? Это несправедливо. Более того, даже опасно, потому что очень обидно.

Поэтому и призываю тебя, Виктория, никого не обижать пустыми фантазиями о манне небесной, которая сыплется в изобилии на Емелину печь. Так не бывает. Сложилась у нас традиция отмечать праздники очень много лет назад. Не будем ее ломать. Потому что лучшее, как известно, враг хорошего. Давай будем умеренными в своих желаниях. Это сохранит душевное равновесие и праздничное настроение.

И счастья в Новом году!

Дмитрий КРЯТ

kryat@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter