Как реформировать пенсионную систему

Отдыхать или работать

Старение населения — общемировая тенденция. И наша страна не исключение. Сейчас на сто занятых в экономике приходится 60 пенсионеров. Специалисты предупреждают: демографическая нагрузка на трудоспособное население в связи с ростом числа пожилых людей достигла максимального значения за всю послевоенную историю. Если не менять “правила игры”, то рано или поздно придется либо печатать деньги для выплаты пенсий, либо снижать пенсионные выплаты. О возможных путях реформирования пенсионной системы “НГ” расспросила директора консалтинговой компании экономиста Александра Синкевича.


— Как правило реформу пенсионной системы в общественном сознании связывают с увеличением возраста выхода на пенсию. Ведь чем больше трудовой стаж, тем выше размер пенсии...


— Тут дело не только в стаже. Нынешний пенсионный возраст — 55 лет для женщин и 60 для мужчин — был установлен в нашей стране аж в 1932 году. Это было связано с малой продолжительностью жизни в то время. Сейчас она существенно выросла, поэтому объективно пенсионный возраст повышать придется. Тем более что во всем мире он гораздо выше. 


На Западе вы не найдете ни одной страны, где пенсионный возраст женщины меньше 65 лет. Мужчины уходят на заслуженный отдых в 67 лет. 


А британцам и итальянцам, например, приходится работать до 68 лет. Но я не связывал бы пенсионную реформу с некой возрастной планкой. 


В стране должно существовать несколько вариантов пенсионной системы, чтобы человек сам мог выбирать, когда ему уходить на пенсию. 


— И что же для этого необходимо сделать? 


— Прежде всего провести разъяснительную работу с людьми, объяснить им преимущества накопительной системы, при которой размер пенсии зависит от того, сколько человек сам для себя накопил, отчисляя от своей зарплаты часть средств в пенсионные фонды. Тогда он будет стремиться эффективнее работать, больше зарабатывать, заниматься самообразованием, повышать свою квалификацию. Конечно, надо быть готовым к тому, что часть людей все равно предпочтет нынешнюю распределительную модель, при которой они могут рассчитывать на гарантированный государством минимум. 


— Но чтобы у нас заработала накопительная модель, нужны определенные условия. Ведь пенсионные взносы важно не только сохранить, но и обеспечить по ним процентные выплаты. Люди заинтересованы в том, чтобы защитить свои сбережения от инфляции... 


— В части инструментария это все несложно сделать. Создаются специальный фонд, индивидуальные лицевые счета, на которые работающие перечисляют часть своего заработка. Это может быть десять процентов от зарплаты, как, например, в Казахстане, Чили, или чуть меньше. Главное, чтобы организации, аккумулирующие эти взносы, могли их выгодно инвестировать. А для этого надо развивать фондовый рынок. Тогда деньги могут быть вложены в акции крупных и успешных компаний либо привязаны к корзине валют. В перспективе возможен выход пенсионных фондов на мировые рынки. Но здесь есть определенные риски, поскольку внутри страны государство сможет гарантировать возврат средств по аналогии с банковскими вкладами, а за рубежом?


— Какие еще способы решения проблемы существуют?


— На мой взгляд, надо активнее развивать добровольное страхование дополнительных пенсий, как корпоративное, так и личное. Это тоже во многом вопрос психологии. Во-первых, страховой рынок сам по себе у нас неразвит, люди не совсем понимают механизм страховых компаний и не очень активно занимаются страхованием. Во-вторых, в последние два десятилетия в России и Украине было немало случаев возникновения финансовых пирамид, что здорово подорвало доверие людей к финансовым институтам. В нашей стране государство всегда жестко контролировало эту сферу, и при условии сохранения такого контроля пенсионное страхование имеет шансы на успех.


konon@sb.by


Фото БЕЛТА.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter