Отдых с морской изюминкой

Как построить успешный бизнес в сельской местности

Как построить успешный бизнес в сельской местности

На сферу услуг в экономике развитых стран приходится до восьмидесяти процентов валового внутреннего продукта. У нас пока меньше половины. Между тем резерв для роста в этом секторе просто колоссальный, в том числе в сельской местности. Тем более что в свое время предприниматели, работающие в регионах, получили беспрецедентные налоговые льготы. Отличной возможностью для самозанятости сельского населения стал агроэкотуризм. В стране немало привлекательных мест, брендовых достопримечательностей, великолепная природа, и гости из-за границы с удовольствием проводят здесь время. Но вот вопрос: насколько комфортно чувствует себя бизнес на селе, и с какими трудностями сталкиваются те, кто решил пуститься в самостоятельное “плавание”?

Рыбный край

В последнее время в мире наблюдается поворот от массового туризма к более содержательным путешествиям. На смену трем S (sun, sea, sand) — солнце, море, песок, приходят три L (landscape, lore, leisure) — пейзаж, традиции, досуг. И в этом плане у Беларуси имеются очень серьезные конкурентные преимущества. Но скажем прямо: до сих пор у многих наших соотечественников агротуризм ассоциируется с соломенной крышей да парой жбанов на покосившемся заборе. Иностранцы, конечно, экзотику любят, но не до такой степени. И наряду с самобытностью им подавай комфортные условия проживания и разнообразные занятия для души. Совместить это получается не у всех. У жителя Березовского района Леонида Бруйло получилось. Он стал одним из первых в стране, кто сделал ставку на агроэкотуризм, и не прогадал.

Его усадьба расположена в живописном месте на берегу огромного и удивительного по красоте Споровского озера. Отсюда до Брестской крепости километров сто, столько же до Беловежской пущи, до Коссовского замка примерно 50 километров. В общем, место для туристов, любителей активного отдыха просто чудесное. Хозяин усадьбы встречает нас крепким рукопожатием и радушно приглашает прогуляться по своей территории. У озера замечаем нарядную беседку, красиво отделанный деревянный стол, мангал и пару рыбаков. Рыбы столько, что она плещется прямо в двух-трех метрах от берега, нарушая чарующую зеркальную гладь водоема. В прежние годы споровскую рыбу поставляли даже в европейские столицы. А неподалеку от озера Леонид Бруйло вырыл пруды для разведения рыбы покрупнее. Чего там только не встретишь: амур, толстолобик, сом, щука, карась, карп, судак. Отдельные экземпляры тянут на пять-шесть килограммов. При желании отдыхающие могут сами приготовить свежую уху на природе, зажарить или запечь только что пойманного карпа.

Острые ощущения

Вся жизнь Леонида Михайловича связана с водной стихией. С малолетства твердо для себя решил, что будет моряком. После Лиепайской мореходки ходил по морям и океанам штурманом на сухогрузах. Исколесив вдоль и поперек земной шар, повидав немало заморских диковин, вернулся в родные места. Морякам дальнего плавания платили по тем временам прилично, так что проблем с подъемными не возникло. Взяли с женой три гектара земли, построили большой двухэтажный дом со всеми удобствами, высадили вокруг березки да сосенки, нарожали деток (их в семье трое, все уже выросли и разлетелись кто куда ). Поначалу в гости приезжали друзья, сослуживцы, останавливались на ночлег, нахваливая хозяев за теплый прием и отличный отдых. Интернета тогда еще не было, зато сарафанное радио работало без сбоев. Со временем об агроусадьбе “Споровская” узнавало все больше людей, и сегодня сюда едут отдыхать туристы едва ли не со всего мира, говорит Леонид Михайлович. 

— Были гости из Польши, Германии, Израиля, Китая, и даже из США, но чаще всего приезжают россияне, причем круглый год. Людям нравится отдыхать у воды, под разноголосое пение птиц, на фоне великолепной полесской природы. Можно поплавать на лодке или прокатиться с ветерком на катере. В ненастную погоду выручит игра в бильярд. А для любителей острых ощущений есть у меня водные аттракционы — “шайба”, “банан”, водные лыжи, парашют. Любители поохотиться также не останутся в обиде. А увлечение сына натолкнуло на мысль ежегодно устраивать на территории комплекса байкер-шоу с участием рок-групп.

Вкусная экзотика

Местные жители нередко заказывают тут корпоративы, свадьбы, юбилеи. О морском прошлом хозяина усадьбы напоминает банкетный зал “Тортуга” (этот остров в Карибском море служил в средние века базой для пиратов). Оказавшись в зале, чувствуешь себя словно на корабле, для полноты ощущений не хватает разве что качки на волнах. Окна спроектированы в виде иллюминаторов, на импровизированной сцене установлен настоящий корабельный штурвал, на стенах развешаны сети, картины и фото с морскими сюжетами.

Есть в хозяйстве Леонида Михайловича и страусиная ферма. Правда, как уверяет предприниматель, страусов он разводит скорее для души.

— Кто-то души не чает в кошечках, собаках или попугайчиках, а мне нравятся эти гордые экзотические птицы. Расходы на их содержание невелики: зелени летом хватает, зимой в рацион добавляем комбикорм.

Впрочем, справедливости ради стоит все же сказать, что и доход в общую бизнес-копилку страусы тоже приносят. Яйца несут через день, одним яйцом можно накормить 10—15 человек. Еще и на продажу остается. В Минске, например, в прошлом году одно яйцо стоило 180 тысяч рублей. К тому же знающие люди утверждают, что в отличие от куриных страусиные яйца более питательные и витаминизированные.

Проживание в агроусадьбе “Споровская” обходится туристам в двадцать долларов с человека. За трехразовое питание придется заплатить отдельно. Еду готовит профессиональный повар, причем в течение недели ни одно блюдо не повторяется. Скрильки, взвар, верещака — названия этих белорусских блюд даже у самих белорусов не на слуху. А для зарубежных гостей и вовсе экзотика. От натуральных продуктов иностранцы просто в восторге. Уезжают и искренне жалеют: мол, как теперь будем без ваших домашних колбас, ароматных драников, вкуснейшего сала, разносолов и маринадов. К хорошему быстро привыкают. Привыкают и возвращаются снова.

Делу — время...

По данным республиканского общественного объединения “Отдых в деревне”, на сегодняшний день в стране насчитывается около 1900 действующих агроусадеб, которые в прошлом году посетили 272 тысячи туристов. Сельский туризм набирает популярность, а запросы клиентов растут. И чтобы оставаться на уровне, хозяевам приходится думать о собственном бренде. Для новых впечатлений и положительных эмоций мало одних стен, нужны развлечения и активный отдых. А это, в свою очередь, требует капиталовложений. Государством уже немало сделано для развития деловой инициативы в регионах. В частности, работающие в сельской местности коммерческие предприятия и индивидуальные предприниматели в течение семи лет с момента регистрации освобождаются от уплаты подоходного налога, налога на недвижимость, на прибыль, отчислений в инновационные фонды, госпошлин за выдачу лицензий.

Тем не менее предприниматели сетуют на сложности, связанные с созданием инфраструктуры и подведением коммуникаций. Плюс много времени уходит на получение всевозможных разрешений и согласований. Главной же проблемой, сдерживающей развитие частной инициативы, остается доступность длинных и дешевых финансовых ресурсов. Особенно для тех, кто начинает бизнес с нуля. В подобной ситуации в свое время оказалась владелица одной из агроусадеб Наталья Гарматная. По ее словам, она несколько раз обращалась в банк за кредитом, но поскольку зарплата у нее небольшая, а дорогостоящего имущества нет, взять в кредит нужную сумму оказалось весьма проблематично. А на максимальные 70 миллионов рублей под пять процентов особо не разгуляешься. Скажем, чтобы выстроить более-менее приличный гостевой коттедж, необходимо 500—700 тысяч долларов. Почему бы не сделать процесс кредитования более простым и удобным, как, например, в соседней Литве, где можно взять в банке нужную сумму, и даже если дело по каким-то причинам не пошло, по договору все передается банку? Выгодно всем, ведь агротуризм дает возможность сельским жителям самореализоваться. Создаются новые рабочие места, и при этом вносится существенный вклад в экономическое развитие региона.

Ночь с волками

Важной составляющей успеха была и остается грамотная рекламная кампания. В стране довольно много интересных усадеб, но они недостаточно раскручены. Чтобы разместиться на двух-трех популярных сайтах, надо выложить порядка десяти миллионов рублей в месяц. А ведь их сначала надо заработать.

И все же опытные предприниматели советуют начинающим не сдаваться. В Западной Европе сельский туризм начал формироваться почти полвека назад, у нас он только набирает обороты, а значит, будет совершенствоваться и законодательство. Главное, чтобы было самому интересно заниматься этим делом, и люди удивлялись, а для этого надо искать свою “фишку”. И не всегда реализация изюминки требует вложения больших денег, считает эксперт в области агротуризма Александр Шухно. В Скандинавии, например, пользуется спросом такая туристическая услуга, как слушание воя волка. Группа туристов ночует в лесу, в жилище, напоминающем землянку, только для того, чтобы проникнуться звуками ночного леса и услышать вой волка. К слову, стоимость такого удовольствия ни много ни мало 60 евро. Наверное, для тамошних горожан, утомленных городской суетой и стремительным ритмом жизни, чувство единения с природой, сопряженное с инстинктами первобытных предков, стоит этих денег.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter