Финансовые гарантии и зоны ответственности турагентов и операторов: какие еще новации включены в проект Закона «О туризме»

Отдых под зонтиком

Работа над проектом Закона «О туризме» постепенно близится к завершению. До конца августа документ должен попасть в Правительство. По крайней мере, предпосылки для этого есть: публичное обсуждение проекта уже завершилось, согласительное совещание с госорганами прошло, заседание общественно-­консультативного совета состоялось. Последняя встреча выдалась особенно жаркой и растянулась на много часов. По сути, на ней утрясали нюансы трех вопросов, по которым оставались разногласия. Подробности узнавала корреспондент «Р».

Катализатором работы над изменениями в закон стала прошлогодняя ситуация с «Натали Турс», которая наглядно показала незащищенность туристов.
lookmytrips.com

Нет худа без добра

Замминистра спорта и туризма Михаил Портной
не скрывает: катализатором изменений в закон послужило банкротство «Натали Турс» — вот уж действительно нет худа без добра. Родилось довольно много идей, и их звучание в большинстве своем устраивает бизнес. Михаил Портной назвал основной камень преткновения — механизм защиты. В проекте закона их предлагается три на выбор: страховые или банковские гарантии, а также отчисления в фонд персональной ответственности при турсоюзе. 

— Страховщики сейчас не совсем готовы, но Минфин говорит, что в течение переходного периода — это год после принятия закона — вопрос будет решен. То же касается и банковских гарантий. Эти варианты подойдут тем, кто не хочет состоять ни в каком общественном объединении. Хотя, по мне, третий вариант — фонд персональной ответственности — самый дееспособный. Чтобы не возникло и мысли, что государство хочет забрать деньги турбизнеса себе, консолидировать и решать, куда тратить средства, будет правление или наблюдательный совет турсоюза, — расставил акценты замминистра.

Тем не менее председатель совета Республиканского союза туристических организаций (РСТО) Иван Чура настроен категорично: опыт России показал, что ставка на первые два инструмента — утопия. Третий механизм представители обоих турсоюзов рассматривают как временную меру, вопрос лишь в цифрах и деталях. Мнение Ивана Чуры таково: 

— В туризме есть те, кто занимается и внутренним сегментом одновременно, продажей билетов в театр и кино, — мы на тысячи, миллионы их продаем. Как все посчитать? Неправильно будет брать взнос от общей выручки. 

— Теперь предлагается использовать другой подход — стоимость зарубежных туров, оплаченных гражданами Беларуси,
— уточнил главный юрисконсульт Департамента по туризму Минспорта и туризма Александр Кречетов. 

Еще одно замечание со стороны турбизнеса: надо бы спрогнозировать, сколько туристов мы хотим защитить. К слову, прежде в Минспорта озвучивали: рассчитывают, чтобы размер фонда был сопоставим с потерей туристов из-за скандала с «Натали Турс». Речь идет примерно о 700 тысячах евро. По мнению Ивана Чуры, за 4—5 лет в стране должна появиться кубышка, где будет находиться не менее 3 миллионов долларов. Все, что сверху, можно использовать на развитие отрасли. 

— Механизм защиты обязательно нужен,
— уверен председатель правления Республиканского союза туристической индустрии (РСТИ) Филипп Гулый. — Мы сталкиваемся с тем, что иностранные компании перед тем, как отправить к нам своих туристов, спрашивают о нашей ответственности. Чтобы начать, можно будет прибегнуть к фонду персональной ответственности. Вопрос в деталях и подходах к турорганизациям. Надо дифференцированно подойти, продумать и сроки сбора. 

Да и вообще идея делать взнос в начале года, когда не ясно, каким будет сезон, пугает турфирмы. Смущает выездных операторов и 1 процент отчислений, и 0,2 процента — «въездников» и занимающихся внутренним туризмом, пусть уже не от выручки. Среди их идей — ввести, например, фиксированную сумму. Но где гарантия, что ее все потянут? 

— Объемы отчислений в фонд вы предлагаете сами. Смотрите, чтобы они не вымывали оборотку, не отражались на бизнесе, но вместе с тем обеспечивали защиту граждан. Мы живем в безопасном государстве, которое много делает в том числе и для развития бизнеса. Хотим, чтобы вы понимали: бизнесу тоже надо иногда подставлять плечо государству, — обратил внимание Михаил Портной. — Указанные в проекте закона цифры придумали не мы — вы сами предложили. Вы уже забыли: от встречи к встрече ваши мнения меняются. Когда увидел, что размер отчислений можно поднять до 7 процентов, у меня остатки волос, наверное, повыпадали. По поводу въездного и внутреннего туризма моя точка зрения такова: с таких туроператоров не брать. 

В то же время в кулуарах звучит и другая точка зрения: средства «въездников» можно было бы сложить и направить на продвижение страны, создание хороших роликов, достойной рекламы и размещение ее на видных сайтах. 

Вердикт от коллег

Еще один вопрос касается ведения турреестра. О том, что вступление в него, как и наличие одного из трех видов фингарантий, обязательно для работы на рынке, никто не спорит. Но бизнес опасается пунктов, где говорится об основаниях для исключения. Попался три и более раза в течение года на нарушении туристического или потребительского законодательства — готовься к выходу. Чтобы избежать недобросовестной конкуренции, в расчет предлагается принимать не жалобы, а подтвержденные в суде или в предписании профильного госоргана факты. 

По мнению генерального директора туроператора «Солвекс» Оксаны Бичун, в стране и без того достаточно механизмов выведения нарушителя с поля игры. К тому же в большинстве громких дел последних лет, что произошли на нашем рынке, немало случаев мошенничества и других уголовных преступлений. 

Михаил Портной успокаивает коллег: при Минспорта будет создана специальная комиссия, в составе которой большинство будет из турбизнеса. Они и будут рассматривать каждый случай. Если последствия ЧП будут тяжелыми, с компанией попрощаются, нет — на время приостановят работу, чтобы было время на исправление ошибок. 

— Любой туроператор видит маленький сегмент, а республиканский орган госуправления, куда стекаются все жалобы, в курсе всего, поэтому и вводится такая норма. С момента отмены лицензирования количество жалоб увеличилось. Бедный юрист — он один у нас, не знает, куда бежать, и спит по 3 часа, — обрисовал положение дел замминистра. 

Кто за что в ответе?

Еще один болезненный вопрос лежит в части разграничения ответственности туроператоров и тур­агентов. Последние хотят отвечать в рамках размера своей комиссии, просят так и записать. Мол, то, что турист может теперь привлекать к ответственности за некачественные услуги и туроператора, мало изменит ситуацию: в суд, если что, по-прежнему будет ходить агент. Как и сейчас, он из своих будет платить туристу, которого заселили не в тот номер, а потом требовать эти деньги с оператора. 

Позицию многих коллег озвучила руководитель турагентства «Островок» Виктория Карпач: 

— Мы вроде как исполнители, но посредники. Мы связующее звено, даем клиентам информацию о предложении на рынке от разных туроператоров, берем деньги и перечисляем их на счета, взамен получаем лишь процент и при этом несем полную ответственность перед людьми. 

В то же время начальник управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой Министерства антимонопольного регулирования и торговли Инна Гаврильчик с таким подходом не согласна: 

— Когда вы покупаете товар и не довольны его качеством, идете сперва к продавцу. Он решает, качественный товар или нет. Если качественный и есть основания, принимает. Некачественный принимает тоже, но за свой счет проводит экспертизу оценки качества и после решает вопрос с покупателем. И только потом в порядке регресса обращается к изготовителю. Такой механизм прописан в Законе «О защите прав потребителей». А сейчас нам предлагают, если товар некачественный, искать производителя. Хорошо, если он находится в Беларуси. Министерство выступает за солидарную ответственность, а дальше сами разбирайтесь, выбирайте тщательнее партнеров, потребитель не должен бегать и искать, кому предъявить претензию. 

Впрочем, эксперты согласились: обозначить более четко зоны ответственности агентов и операторов все же нужно. Формулировки обещают оперативно отработать в узком составе. Что касается размера отчислений в фонд персональной ответственности, бизнес пообещал в ближайшее время вывести устраивающий всех процент и его обоснование. Тем временем в Минспорта берутся за доработку закона, параллельно ожидая обещанных дополнений от компаний. Затем документ снова отправят на согласование, при необходимости обсуждение будет идти на узких встречах. Судя по всему, конец лета для всех неравнодушных выдастся жарким.

druk@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter