Отдых по-белорусски. Куда движется наш турбизнес?

Отдых по-белорусски

Вчера в Минске в Национальном выставочном комплексе «БелЭкспо» открылись сразу две выставки: «Турбизнес-2019» и «Охота и рыболовство». И хотя решение об объединении было принято из финансовых соображений, такое соседство как нельзя кстати. Под одной крышей собрались оба направления туризма — и въездной, и зарубежный.


Вопреки ожиданиям скептиков, которые после громкого банкротства британской компании «Томас Кук» предрекали чуть ли не крах всей туристической отрасли, продавцы пакетных туров полны оптимизма. «Считаю, что туристы не откажутся от наших услуг, — говорит Денис Малащенко, который работает в белорусской туристической фирме, существующей на рынке 25 лет. — Наша компания уже успела зарекомендовать себя как честный туроператор. Мы знаем, что делать в сложных ситуациях». По мнению Малащенко, от сорванного отдыха путешественника может спасти обращение к действительно проверенному турагенту. Однако, к сожалению, спасти самого оператора от недобросовестного субагента пока не может никто. «В практике мы все чаще сталкиваемся с такой проблемой: туристические фирмы приобретают для своих клиентов у нас пакетные туры. При этом деньги, которые они им заплатили, не отправляют сразу на оплату этих поездок. В результате их туристы не улетают вовремя и они отправляют их в момент кризисной ситуации к нам».

По мнению специалиста, деньги клиента должны быть сразу использованы по назначению — перечислены на счет туроператора, а туроператор должен сразу перевести их авиакомпании или отелю, а не пускать в запутанные схемы. 


Проблема, с которой в последние 5 лет сталкивается туркомпания, где работает Денис Малащенко, актуальна для многих организаций. Это понятно, ведь сегодня, чтобы открыть турагентство, достаточно всего лишь зарегистрироваться как ИП и заключить договор с туроператором. Поэтому неудивительно, что одной из самых популярных тем, активно обсуждаемых на выставке, стал проект нового Закона «О туризме», который уже прошел общественное обсуждение и скоро поступит на рассмотрение в Совет Министров. «СБ. Беларусь сегодня» не раз писала о новациях, которые в нем предлагаются. Среди них — обязанность для туристических организаций подавать данные в единый реестр. На выставке я выяснила, что большинство старейших белорусских туркомпаний целиком и полностью поддерживают эту новацию. 

Впрочем, организаторы выставки принципиально сделали упор на въездной туризм. Эта сфера, по мнению Михаила Портного, заместителя министра спорта и туризма, сегодня нуждается в максимальной поддержке и мотивации. Сделано уже немало. Реализован не один десяток интересных программ, разрешен безвизовый въезд. Эти меры увеличили количество путешественников, ежегодно прибывающих к нам в страну. Но что мы можем предложить сегодня иностранцу, кроме классического треугольника Брестская крепость — Несвижский замок — Национальная библиотека?


Татьяна Исаева нашла для себя ответ на этот вопрос. Хозяйка агроусадьбы «Польский маентак» уже более 15 лет в туристическом бизнесе и начинала свое дело еще до того, как был подписан Указ Президента № 372, номер которого владельцы агроусадеб помнят наизусть, ведь именно он дал зеленый свет многим из них. Исаева признается, что в бизнесе делает ставку на ностальгию: «Наши домики в Беловежской пуще напоминают о бабушках, дедушках, которые жили в деревнях. Мы собираем и коллекционируем для наших гостей предметы старины. Иностранцы относятся к ним как к раритету, а белорусы радуются, потому что эти вещи вызывают у них теплые воспоминания». 

А вот Елена Паршуто, начальник Минского бюро путешествий и экскурсий при УП «Белорустурист», рассказывает, что в последнее время на пике популярности у иностранцев промышленный туризм: «Мы сотрудничаем с более чем 50 предприятиями. Возим туристов на «Коммунарку», «Спартак», «Кристалл». Устраиваем дегустации с возможностью приобрести продукцию, показываем технологии производства».

«Таргетинг, YouTube, контекстная реклама, социальные сети — мы задействовали практически все каналы для собственной рекламы. В июле нас ежедневно посещают 4,5 тысячи человек», — Дмитрий Махнач, ведущий менеджер портала Vetliva, говорит, что на белорусском аналоге знаменитой системы бронирования отелей Booking иностранцы, желающие приехать к нам, выбирают для отдыха те места, где смогут найти общий язык с персоналом. Но таких предложений в стране не очень много. Большинство оздоровительных учреждений привыкли принимать отдыхающих только из России, поэтому знание иностранного языка при устройстве на работу не является у них обязательным. А ведь это может расширить возможности для приема гостей.

Проблема языкового барьера должна быть решена в ближайшие годы. Михаил Портной рассказал, что сегодня в министерстве разрабатывают стратегию развития туризма до 2035 года, в которой будут затронуты многие сложные моменты: «В этом документе будет прописано все: инфраструктура, логистика, подготовка кадров, создание условий для развития бизнеса и многое другое. Мы представим его через месяц. Хочу отметить, что аналитикой программы также занимается аппарат Всемирной туристической организации. В Санкт-Петербурге на генеральной ассамблее я передал нашу стратегию развития для анализа генеральному секретарю ВТО. Мы ждем их экспертное заключение». 

isaenok@sb.by 
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter