Кто виноват в плохом отдыхе: туристы против руководителей тургрупп

Отдых насмарку. Кто виноват?

На уходящей неделе неожиданный резонанс получила статья-откровение, опубликованная на одном из туристических порталов. В ней идет речь о том, почему романтика такой профессии, как «руководитель туристических групп», сильно преувеличена. Девушка, 6 лет сопровождающая группы в автобусных турах, рассказала о своих разочарованиях. Одновременно появились новости о том, что несколько десятков туристов написали жалобу за некачественное автобусное путешествие в Грузию.


Мнения авторов нашего «Спор-клуба» радикально разнятся: один убежден, что туристы сами должны отвечать за свои позитивные впечатления от отдыха, второй же уверен, что немалая часть этой ответственности лежит именно на руководителях тургрупп. Эту словесную баталию, столь актуальную в начале лета, рассудит справедливый рефери «Спор-клуба».

Не всё туристу нянька

Роман РУДЬ

Как заслуженный ветеран автобусных путешествий могу тебе сказать, Виктория: руководитель туристической группы вряд ли несет ответственность за чей-то испорченный отпуск. Будь он хоть семи пядей во лбу, магистром психологии и кудесником педагогики, он никак не сможет обеспечить хороший отдых туристам, если те сами твердо решат этот отдых себе испортить. Если они уже загружаются в автобус нетрезвыми и с первых часов поездки звенят бутылками; если вечно опаздывают, заставляя нервничать всю группу и срывая график движения; если постоянно отстают от экскурсий и потом теряются в чужих городах — то как на это все может повлиять девушка-сопровождающая?

К сожалению, многие клиенты турфирм не понимают, что руководитель туристической группы — это не фельдфебель. И не воспитатель в детском саду. Его задачи: довезти людей до места назначения, а потом в целости вернуть их обратно; обеспечить прохождение границ и заселение в отели; проследить, чтобы поездка была максимально комфортной для всех пассажиров. Он даже экскурсии не вправе проводить — их ведут сертифицированные гиды в городах по пути следования. Тем не менее именно руководителю группы приходится выдерживать недовольство по любому поводу: на него обрушивают гнев по поводу комаров в номере или плохого вида из окна, стоимости посещения туалетов на остановках, качества пищи в придорожных кафе и многих других неприятностей.
«Толпе свойственно приписывать всякую случайность чьей-либо вине»

(Тацит, древнеримский историк).
Я насмотрелся, какие удивительные капризы устраивают некоторые взрослые люди, решившиеся на длительный автобусный вояж. Одна дама требовала пересадить ее на место, уже оплаченное другим туристом, потому что «она привыкла видеть дорогу в другом ракурсе». Еще один мужик, мучимый похмельем, требовал выдать ему пиво за счет турфирмы. Третий турист отказывался заселяться в гостиницу, так как «на фотках в интернете она выглядела шикарней». Топал ногами, будто карапуз в магазине игрушек, и только что не валялся в истерике. 

Признаюсь, несмотря на педагогическое училище за плечами, я бы не решился даже один раз сопровождать группу взрослых на отдых. С оравой галдящих дошкольников справиться легче. Те хотя бы не угрожают знакомствами в министерствах и не напиваются до положения риз. Вообще, этот феномен требует отдельного исследования: почему часть граждан, отправляясь в турпоездку, вдруг из солидных инженеров и бухгалтеров, предпринимателей и чиновников превращается в инфантильных недорослей? Почему-то желают, чтобы им вытирали сопли и поправляли штанишки. На роль няньки ими немедленно назначается руководитель тургруппы. Может, они погружаются в детство, вспоминая о поездках в пионерлагерь? Пока не разобрался в этом странном явлении. Четко знаю одно — любой человек, сопровождающий туристические группы, достоин уважения за выдержку и удивительную терпимость, проявленную по отношению к подопечным. А что он получает в итоге? Руководитель тургрупп сказала об этом: «Конечно, со временем появились проблемы со здоровьем. Все лето живешь в состоянии стресса, в двадцать с хвостиком лет чувствуешь себя инвалидом. Шея не шевелится, спина болит: потому что на ночных переездах спишь, скрючившись на двух сиденьях. Плюс регулярные недосыпы: ты отдыхаешь по два-три часа в сутки. Здоровье слетело: появились проблемы с эндокринной системой, с сердцем, с позвоночником. Поняла, что надо было уходить раньше...»

Считаю, что, в первую очередь, успех автобусного путешествия зависит от самих туристов, от их позитивной настроенности на хороший отдых. У людей, изначально нацеленных на склоки и выискивание недостатков поездки, выйдет только испорченный отпуск. Поэтому туристам нечего сваливать собственные невоспитанность, хамство, бескультурье и несобранность на руководителя группы. Он не виноват.

rud@sb.by

Самое трудное — узнать себя 

Виктория ПОПОВА

Ты даже не представляешь, Роман, насколько актуален лично для меня сегодняшний разговор. Не далее как вчера вечером знакомый владелец турфирмы пригласил стать «руководителем туристических групп». Гарантировал высокую зарплату, поездки в Перу, Монголию, Африку и другие экзотические страны. Постоянный движ и эффектные селфи в соцсетях. Что может быть прекраснее? Но! Хорошенечко все взвесив, я отказалась. И знаешь почему? Сопровождающий — это действительно не фельдфебель, как ты изволил выразиться. И задач у него намного больше, чем довезти туристов до места назначения. Работа с людьми — и меня в этом никто не переубедит — одна из самых сложных. Именно кажущаяся легкость бытия толкает людей в эту профессию, они не умеют адекватно прежде всего себя оценивать, не имеют четких представлений о своем темпераменте и характере. Такие руководители через триста километров пути неизбежно сталкиваются с разочарованием, с тем, что группа не та, спина болит от жесткого сиденья в автобусе и водитель к тому же несимпатичный.

«А где пастух дурак, там и собаки дуры»
(Из басни И.Крылова «Волк и волчонок»). 


Замечал, быть может, и читал на туристических форумах, как опытные путешественники передают из уст в уста друг другу фамилии сопровождающих от бога, тех, за которыми ездят из тура в тур, заглядывают им в рот. Магниты, а не сопровождающие. У них весь автобус по дороге туда и обратно поет песни, никто не опаздывает, все участвуют в увлекательном мероприятии — быть командой. Даже сразу и не скажешь, чем берут публику — эрудицией, обаянием, ощущением надежности, умением найти подход практически к каждому участнику поездки? Или это загадочная харизма, о которой все говорят? Но мне кажется, любому успеху всегда есть рациональные объяснения. На тех же турфорумах довольно часто описываются руководители — а это конкретные люди с именами и фамилиями, от которых туристы шарахаются, дают им обидные прозвища и стараются ни под каким предлогом не попасть с ними в один автобус. Такие горе-сопровождающие как раз стремятся выстроить отношения с группой по заранее сформированному жесткому сценарию: «Сидеть, смотреть то, что мне нравится! Не потерплю!» До смешного, пишут люди, доходит — заставляют вникать весь автобус в один и тот же фильм Андрея Тарковского, в надежде перевоспитать «дикарей» за одну поездку, настроить их в замкнутом пространстве на восприятие высокого искусства. Подобный стиль руководства, с маниакальным желанием взрослого туриста перевоспитать, переиначить — это как раз игра в нянечку в детском саду. И она утопична. Помнишь, как глуповцы у Салтыкова-Щедрина говорили: «Ты лаской-то, лаской-то пронимай! Ты пригрозить-то пригрози, да потом и помилуй!» 

Точно так же неуверенность руководителя в себе, его слабость, некомпетентность и отсутствие чувства юмора действует на туриста, как красная тряпка. Он чует с первых же часов, что пропал отдых, поездка не задалась и даже, возможно, перебирает с алкоголем, засыпает на первой же достопримечательности, скажем, под Эйфелевой башней. И как ты думаешь, что делает в такой ситуации «идеальный руководитель»? Грозит полицией? Закрывается в своем номере от обиды на все человечество? Впадает в ступор? Нет, он любит туриста и готов каждого доставать из любой неприятности, он остается на связи 24 часа в сутки, решает сложные ситуации спокойно и обдуманно, без истерик. Работа на благо клиентов — тяжелая, и ее надо выбирать с особой тщательностью, повторю, объективно взвесив свои способности, тогда не будет разочарований и в профессии, и публичных жалоб в соцсетях на невоспитанных туристов.

Очень хочу добавить, что белорусские путешественники в автобусных турах — как раз идеальные, на мой взгляд, по-европейски пунктуальные и чаще всего стремятся сохранять лицо. Если их такую природную тактичность и любознательность чуть-чуть вознаградить профессиональными навыками талантливого руководителя, приветливого и доброго, — поездка, я уверена, будет незабываемой. 

viki@sb.by 

Брейк!

Автобус-команда, песни хором… Виктория, пролейте еще бальзама на мою израненную душу! Дайте адресок! Ведь у меня история коллективных путешествий наподобие Роминой. И я могу добавить красок в его палитру. Возьмем для примера «шведский» завтрак. Хоть руководители туристических групп — люди и бывалые, не раз замечала, с какой тоской они отводят глаза от этого зрелища: гигантскими тарелками, заставленными подносами тащат их подопечные еду к столу, расталкивая других локтями. Все, конечно, не съедят, так хоть покусают. В то время как их товарищи по поездке смиренно ждут, пока персонал кафе хоть сыр какой дополнительно подрежет… 

Разве купленный тур означает, что ты теперь — король и бог, с бесплатным массовиком-затейником в придачу? Это какой-то дикий рудимент советских времен. Тогда за границу непуганых туристов, владеющих английским хорошо если со словарем, действительно возили с преувеличенной заботой. А сейчас с какой стати гиперопека? Помочь, подсказать, направить — это да, а в слуги никто не нанимался. 

Людмила ГАБАСОВА.

gabasova@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter