Отделение с «осложнениями»

Врачи столичных лоротделений вынуждены выписывать больных раньше срока. Почему?..  

Врачи столичных лоротделений вынуждены выписывать больных раньше срока. Почему?..

Недавно мой знакомый решился на операцию, которую, по хорошему счету, ему стоило сделать еще в детском возрасте. У него – врожденное сужение носовых ходов и искривление перегородки. Итак, в необходимости хирургического вмешательства врач поликлиники уверен на сто процентов, все анализы сданы, направление на госпитализацию выписано, и, значит, вперед – в приемный покой… 

А он оказался «забит» под завязку. И почти двадцати больным, которые имели направления на плановую госпитализацию, в тот день было… отказано. «Извините, мест нет, — в который раз повторяли медработники. – Приходите через неделю, тогда оформим». 

Повезло только моему знакомому, который оказался упрямым парнем. Он фактически измором взял врачей лоротделения, зная, что во второй раз ему ни за что не решиться на подобную процедуру. 

— Интересно, почему так происходит? — задавал он вопрос уже после выписки, рассказывая мне эту историю. – Пациенты сменялись часто, и вряд ли за такое короткое время они избавлялись от своих недугов. Думаю, долечивались они дома. Кстати, я тоже так сделал, чтобы уступить место хоть одному из желающих в приемном покое. 

Заинтригованная, я отправилась в это самое лоротделение, которое располагается в 9-й городской клинической больнице. Здесь и узнала, что до 2004 года оториноларингологическая служба столицы состояла из трех отделений: два находилось в 4-й клинике и одно — в 9-й. После взрыва, прогремевшего в мае того года в четвертой клинике (этажом выше взорвались баллоны с кислородом), лоротделения переехали в больницу скорой медицинской помощи. Здесь прежнее количество коек сократилось – их свели в одно отделение. Только обустроились на новом месте – опять переезд, в 9-ю клинику, который фактически парализовал работу «переселенца» на несколько недель. Осталось всего 70 «действующих» коек. Если учесть, что сюда обращается по поводу экстренной и плановой госпитализации до сотни человек в день, можно представить, с каким трудом оториноларингологи справлялись с таким наплывом больных. 

Сегодня опять функционируют два отделения: 1-е, которое здесь располагалось изначально, и 2-е — «погорелец» и «переселенец», которому, кстати, грозит еще один переезд. Около 130 коек предоставлено в распоряжение больных с разнообразными лорпатологиями. Но этого, по словам заведующего 2-м отделением Алексея Базана, катастрофически мало. 

— Каждый день к нам направляются на госпитализацию около 60 человек, — говорит заведующий. – Большинству из них мы вынуждены отказывать, откладывать лечение. 

Для того, чтобы избежать крайнего недовольства одних пациентов, руководство отделения идет на непопулярные среди других меры. Более-менее подлечив больного, медики вынуждены просить человека завершать курс в домашних условиях и берут тем самым ответственность за исход  лечения только на себя. Иные пациенты соглашаются, а некоторые – наотрез отказываются, мол, своя нужда всегда острее. И врачи не имеют права с ними спорить. Как резонно заметил Алексей Базан, такая ситуация подрывает авторитет врача, лишает доверия к нему пациентов. 

— Конечно, мы могли бы пустить все на самотек, всем «лишним» отказывать, вызвать поток жалоб, но людям нужно помочь, — говорит Алексей Иванович. – Поэтому и стараемся разобраться на месте. 

Два отделения вместе обслуживают 36 поликлиник города и района. Нередки случаи, когда больные, так и не попав туда на прием к врачу (в амбулаторно-поликлинических учреждениях, как известно, тоже нехватка узких специалистов, отоларингологи  не исключение), пытаются сразу попасть в больницу. Очень часто они хитрят и прибегают к услугам скорой помощи. 

Алексей Базан с мечтательным видом рассказывает, как хорошо жилось отоларингологам лет десять назад, когда на аналогичное количество больных было целых четыре отделения! 

— Но при сложившейся ситуации и три уже неплохо, — говорит заведующий. – Сегодня нас бы устроили и те 190 коек, которые мы имели два года назад. Говорят, что к концу года мы переедем на прежнее место, в 4-ю клинику, но также поговаривают, что там откроют только одно отделение. А наши врачи, можно сказать, работают из последних сил, задыхаются от перегрузки. 

Прокомментировать ситуацию «Р» попросила главного хирурга комитета по здравоохранению Мингорисполкома Анатолия Шулейко: 

— Столичной лорслужбе сильно повредили эти самые форс-мажорные обстоятельства, которые вынудили  переезжать с места на место. С другой стороны, сейчас по всей республике на всех уровнях и во всех сферах оказания медицинской помощи ощущается некоторое напряжение: сокращается количество коек, сроки лечения, серьезная ответственность и нагрузка ложатся на амбулаторно-поликлиническую службу. И пока, к сожалению, она с этой задачей не справляется, врачей не хватает. В ближайшие годы ситуация должна измениться: медицинские вузы уже пересматривают принципы подготовки и распределения узких специалистов. 

Само открытие третьего лоротделения еще пока под вопросом. В 4-й клинике ведутся ремонтные работы, устанавливается современное оборудование. Но, повторяю, вопрос об открытии нового отделения еще не рассматривался. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter