Отдайте хозяйства коллективам

Сообщение Правительства о том, что любое государственное предприятие отныне может быть приватизировано, стало чем-то вроде сенсации. Ведь ничего подобного прежде не было

На одном из совещаний Президент страны по этому поводу заметил: речь не идет о том, чтобы в одночасье взять и раздать государственную собственность тем, у кого есть за что ее прибрести. Прежде всего это касается неэффективно работающих предприятий. Частник, ставший их собственником, должен по возможности сохранить специализацию предприятия, не выставить за ворота работавших на нем людей, обеспечить эффективное использование оборудования. В противном случае это будет не приватизация, а, простите, разбой. Государство этого допустить не может.

Что же касается эффективно работающих государственных предприятий, то нет нужды менять их собственника. Кто же откажется от того, что приносит стабильную прибыль?

В этой связи мне бы хотелось поговорить о неэффективно работающих сельхозпредприятиях. Что делать с теми, кто тянет наш АПК вниз?

Я далек от мысли, что после сообщения Правительства в деревню валом повалят те, кто скупит неэффективно работающие хозяйства. Не повалят. Если и найдутся, то единицы. Тогда какой же видится выход?

Резонным, на мой взгляд, является предложение материально заинтересовать людей. Однако авторы этой идеи делают ставку лишь на руководителей. Им предлагается устанавливать бонусы к окладу в зависимости от прибыльности предприятия.

Но тогда возникает вопрос: почему только им? Ведь один в поле не воин. На такие надбавки вполне могут претендовать и специалисты, и рядовые работники. Заинтересованность в материальном плане одного лишь руководителя породит в коллективах антагонизм, враждебность и ни к чему хорошему не приведет.

А почему бы, скажем, не разгосударствить неэффективно работающие сельхозпредприятия? Сегодня они напрямую подчинены райисполкомам, им и подотчетны, а коллективам — лишь формально. Местная власть, конечно, заинтересована в эффективной работе хозяйств. Но спрос она предъявляет исключительно к их руководителям. Члены же коллектива остаются в стороне, потому что выступают в роли наемных работников. Средства производства им не принадлежат, и они лишены главного — самостоятельно распоряжаться всем, что имеют. Отсюда и несовершенство хозяйственного механизма.

Впрочем, в последнее время на селе пытаются уходить от устаревшей практики: на месте прежних КСУПов и РСУПов стали появляться ОАО — открытые акционерные общества. Но опять же: контрольный пакет акций в этих ОАО все равно у государства. А члены коллектива как были, так фактически и остались наемными работниками. Ведь хозяйство лишь условно поделено на акции. Никто из тружеников на руках их не имеет...

Словом, экономическая модель наших сельхозорганизаций по-прежнему несовершенна. Надо отдать хозяйства коллективам не условно, а поделив его на акции. Если их будет иметь каждый, тогда он почувствует себя не наемным работником, а собственником.

Олег ШВЕДОВ, «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter