Отдать должное

Сможет ли Беларусь в 2012 году расплатиться по своим долгам?

Сможет ли Беларусь в 2012 году расплатиться по своим долгам?

Те деньги, которые Беларусь должна будет выплатить по своим кредитным обязательствам в следующем году, в правительстве критичными не считают. В «кармане» страны такие суммы найти можно и даже без проблем. Между тем у населения понемногу начинает расти беспокойство: а сможет ли государство платить по своим счетам и в будущем, ведь внешние заимствования только растут?

Существует два вида долгов государства. Первый так и называется — государственный. Он включает прямой госдолг и долги, гарантированные государством. Как правило, это результат финансовых заимствований страны, осуществляемых для покрытия дефицита бюджета. Второй вид — это валовой внешний долг, который включает в себя и государственный внешний долг правительства и Центробанка, и негосударственный. В последнем случае подразумеваются долги банков, компаний и корпораций.

Только за октябрь государственный долг Беларуси, как отмечают в Минфине, вырос сразу на 45,3 % и достиг отметки Br 122,36 трлн. При этом внутренний госдолг достиг Br 20,555 трлн., увеличившись за октябрь на 21,35 %, а внешний долг — Br 101,481 трлн., прибавив сразу 47,9 %. В Минфине рост внешнего госдолга объяснили просто: девальвацией белорусского рубля. Курсы валют изменились, вот рублевая цифра и выросла. По мнению специалистов ведомства, основные параметры госдолга продолжают находиться в пределах экономической безопасности. Он не должен превышать 45 % ВВП. Кстати, долги под гарантии правительства также выросли на 26,9 % — на 1 ноября они составили Br 19,536 трлн., в том числе внутренние долги достигли Br 514,504 трлн. (плюс 15,7 %), а внешние — Br 5 трлн. (53,8 %).

График погашения внешнего государственного долга Беларуси, действительно, выглядит не слишком оптимистично. Если в 2009 году по своим обязательствам страна заплатила $ 273,5 млн., в 2010-м — $ 757,3 млн., а в 2011-м — $ 628,9 млн., то дальше, как говорится, больше. В 2012 году Беларусь отдаст своим зарубежным кредиторам $ 1,616 млрд. В эту сумму входят не только набежавшие проценты, но и часть «тела» основных долгов. В 2013 году платежи достигнут $ 3,027 млрд., а в 2014-м — $ 3,221 млрд. На этом дело не закончится. В частности, в 2015 году Минфин обязан будет погасить евробонды первого выпуска в размере $ 1 млрд., а в январе 2018 года наступит черед погашения второго выпуска. «Очевидно, что в следующем году по внешнему государственному долгу идет небольшое увеличение, также очевидно, что достать необ­ходимые $ 1,6 млрд. проблем не составит. Судите сами: только пришедшие в Беларусь в последние дни ноября $ 2,5 млрд. за покупку «Белтрансгаза» с лихвой перекрывают платежи по внешнему государственному долгу правительства», — говорит аналитик исследовательской группы «BusinessForecast.by» Александр Муха.

Тем не менее следует понимать, что задолженность из внешних источников присутствует не только у государства, но и у других резидентов Беларуси. К примеру, иностранные пассивы Нацбанка на 1 но­ября достигли $ 1,520 млрд. Внешняя задолженность белорусских банков перед иностранными партнерами также немаленькая. К началу ноября она составила $ 6,558 млрд. Правда, следует оговориться: более 50 % этой задолженности — краткосрочные кредиты. Примерно такая же ситуация наблюдается и в реальном секторе экономики. По состоянию на 1 июля задолженность белорусских предприятий перед нерезидентами составляла $ 11,835 млрд., при этом около $ 9,5 млрд. из них — опять же «короткие» долги. «Пока в определенном смысле перед нерезидентами и банки, и предприятия проходят в нормальном режиме. Каких-то негативных явлений, когда кто-либо из них заявил бы о своей финансовой несостоятельности, не зафиксировано. Последние пять месяцев задолженности либо погашаются, либо рефинансируются, — поясняет Александр Муха. — Если плюсовать все долги, то, по нашим оценкам, всем белорусским должникам в 2012 году совокупно понадобится около $ 17 млрд., чтобы рассчитаться по своим обязательствам. Но речь о катастрофе не идет. Думаю, что в данном случае ни Нацбанк, ни правительство не столкнутся со сложностями в исполнении своих обязательств, равно как и банковская система также сможет пройти этот отрезок в нормальном режиме. «Долги» банков — это чаще всего влитый в них капитал «материнских» структур, который те, скорее всего, просто не пожелают выводить из Беларуси». Но при этом специалист не исключает: в случае ухудшения конъюнктуры на внешних рынках сложности могут возникнуть у белорусских предприятий, что в итоге негативно может отразиться и на имидже поручившегося за них правительства. «Но в этом году было и так немало пессимизма, так что надо искать положительные моменты, которых в последнее время найти можно немало», — поясняет он.

Один из самых приятных факторов, признают специалисты, снижение цены на природный газ. Если в четвертом квартале 2011 года голубое топливо обходилось нашим предприятиям в $ 305,7 за 1 тыс. куб. м, то в первом квартале будет обходиться в $ 165,4 за 1 тыс. куб. м, то есть в 1,7 раза дешевле. По самым скромным оценкам, экономия в годовом исчислении составит не менее $ 2 млрд., а при нынешних ценах на энергоресурсы так и вовсе около $ 3,15 млрд. А сэкономить в данном случае — значит высвободить для предприятий деньги для того, чтобы закрыть дефицит внешнего финансирования. Впрочем, это отнюдь не единственное преимущество, полученное от решившегося в пользу нашей страны газового вопроса. Некоторые эксперты видят в снижении стоимости российского газа реальный стимул для усиления конкурентоспособности белорусской промышленности, которая, не секрет, является в достаточной степени энергоемкой. По статистике, удельный вес стоимости энергоносителей в себестоимости производимой продукции на многих крупных промышленных предприятиях страны составляет в среднем 10 %, хотя на отдельных заводах эта цифра намного выше. Но специалисты замечают, что уменьшение цены на газ прежде всего снизит стоимость тепловой и электрической энергии, что в итоге снизит расходы субъектов хозяйствования, а значит, заметно повлияет на конечную стоимость их продукции.

На минувшей неделе Чрезвычайный и Полномочный Посол России в Беларуси Александр Суриков на пресс-конференции заметил, что Беларусь получит от своей восточной соседки немалую сумму. По итогам 2011—2012 годов набежит $ 7,3 млрд., что соответствует примерно четверти ВВП нашей страны. Эти деньги позволят закрыть многие экономические и социальные вопросы, а также нарастить золотовалютные резервы. Только до конца нынешнего года из России в Беларусь поступит около $ 3,9 млрд. Речь идет об $ 1 млрд. от Сбербанка России, $ 2,5 млрд. от покупки «Газпромом» второй половины акций ОАО «Белтрансгаз», а также в виде второго транша кредита из Антикризисного фонда ЕврАзЭС в размере $ 440 млн. В следующем году страна получит еще $ 1,4 млрд. Это $ 880 млн. кредита ЕврАзЭС и первые $ 500 млн. российского кредита на строительство белорусской АЭС.

Кстати, валютную поддержку начало оказывать и население. Объемы пока небольшие, но это лучше, чем ничего. По итогам октября чистая продажа долларов и евро банкам составила около $ 161 млн. Если тенденция продолжится, то спустя год дефицит внешнего финансирования на $ 1,5—2 млрд. может быть обеспечен за счет валюты, поступившей от граждан. Белорусы начали осуществлять вливание в банковскую систему валюты и за счет вложения ее в депозиты. По итогам октября вклады населения в иностранной валюте увеличились на $ 301,8 млн., или на 8,5 %, и на 1 ноября составили $ 3,86 млрд.

По состоянию на 1 декабря уровень международных резервных активов Беларуси в определении ССРД МВФ достиг $ 7,38 млрд., в национальном определении — превысил $ 8,92 млрд. в эквиваленте.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter