Можно ли выручить стоящую сумму, сдав золотое украшение в ломбард?

Отдам золото в хорошие руки

Можно ли выручить стоящую сумму на золотой ювелирке?
Практически любая мелочь, с которой мы встречаемся в жизни, может стать темой для материала — от попытки с кем-то познакомиться до приобретения нового айфона. И чаще всего суть вещей понять можно тогда, когда примерил на себя ту или иную ситуацию, разрешил проблему или попытался освоить новую профессию. Сегодня мы открываем новую рубрику, которая позволит поделиться с читателем своим опытом прохождения через какие-то бытовые моменты. Журналисты готовы подробно рассказать о том, с какими трудностями столкнулись на пути к поставленной цели, какие допустили ошибки, и дать советы читателям, как избежать таковых. Обещаем:  будет полезно! 


Тонкий кожаный ремешок, нежный корпус с розоватым отливом, переливы сапфиров. Пару десятков лет назад я осуществила-таки свою давнишнюю мечту, став хозяйкой золотых часов. Да, это серьезные расходы — пятьсот долларов по всем временам сумма немаленькая. Практичной покупку тоже не назовешь: наручные ходики, считай, вообще себя изжили. Все хронометры, будильники и календари сегодня — в мобильниках. Но выходя в свет, сотовый на руку не нацепишь. Не поймаешь исподволь брошенные на запястье взгляды. И не ответишь на вопросы любопытствующих: да, это фирма в золотой оправе. 

Но правда и в том, что в последний раз часики из драгметалла совершали со мной «променад» году примерно в позапрошлом. К тому же перестали тикать: выбраться в мастерскую, чтобы отремонтировать, так и не получилось. А недавно, обнаружив после отпуска, что кошелек почти пуст, подумала: они ведь могут очень даже здорово выручить! Вот заложу в ломбард — до получки как раз и хватит. Чтобы не рисковать дорогой вещью, для начала отправилась в ссудные кассы с ее фотографией в мобильнике. Выписывая нужные адреса, неожиданно обнаружила: оказывается, только в одном Могилеве ломбардов — не менее двух десятков.


— А паспорт на часы есть? — поинтересовалась первая из оценщиц. Этот приемный пункт на Пионерской — как падчерица в скромном наряде, затесавшаяся в ряды своих ярких сестриц-магазинов. Лаконичная вывеска, минимум площади. Предупреждение: «Заходить по одному!» Сотрудник за решеткой с окошком. 

Признаюсь: документ как раз таки отсутствует, потерялся за давностью лет. Хотя я и так помню: корпус потянет больше чем на восемь граммов золота, причем самой высшей, 585-й пробы. Но в ответ вежливо дали понять: разговор окончен. Пришлось ретироваться, уступая место нетерпеливо заглядывающему с улицы дедушке. Повторить попытку решила в одном из самых «золотых» магазинов Могилева — на улице Первомайской. Блестящая фигура рыцаря в витрине добавила уверенности, я смело толкнула входную дверь и оказалась в просторном зале, большую часть которого занимали обычные торговые прилавки с золотыми кольцами, браслетами и цепочками. Два в одном — продажа золота и залог. Сам ломбард нашла в небольшой нише у входа. С приемщицей вел переговоры худощавый мужчина с бородкой лет шестидесяти.



– Сдаю обручальное кольцо, — нехотя пояснил могилевчанин. — По большому счету, оно не нужно, с женой давно разошлись. Но и отдавать за бесценок не хочу: надеюсь, выкуплю обратно.

На фото моих часов приемщица взглянула без энтузиазма, подчеркнув: вещь нужно оценивать в натуре. «Просто скажите, смогу ли выручить хотя бы рублей пятьдесят на месячишко-другой?» — настаивала я. Ответ, признаюсь, обнадежил. Как и предложение скидки: все новички здесь могут рассчитывать на процентные льготы — 0,3 ежедневно от выданной суммы. То есть вернуть исходя из озвученной мною же суммы пришлось бы почти шестьдесят рублей. Вполне терпимо. 

В третьем ломбарде, прописавшемся в спальном районе на улице Челюскинцев, в ценности товара вовсе засомневались. «Нужно посмотреть, стоит ли проба. Если да, то какая. Важны внешний вид, состояние механизма. Хотелось бы знать стоимость часов при покупке, а еще — год продажи. Но в целом не думаю, что сможете рассчитывать на приличную сумму», — остудила мой пыл специалист. Посоветовав принести лучше что-нибудь из обычных золотых украшений. Принять их пообещала по 46 рублей за грамм. Это — стандартные расценки: и порванную цепочку, и старинное кольцо в ломбарде возьмут по цене золотого лома. А в скупке порой и того меньше: в частности, купить корпус от моих часов здесь согласились исходя из расчета 42 рубля за грамм. «Если возьмете в нашем магазине новое золотое украшение, тогда, — пояснили, — закупочную планку повысим на 4 рубля».

— Часы в ломбарде не очень приветствуют, — решилась пооткровенничать одна из товароведов. — Почему? Да хлопот больше, чем с обычными украшениями. Нужно применить специальные методики, чтобы вычислить вес золота в часах, снять для этого корпус, взвесить.



Вообще, список ценностей, которые несут сегодня люди в ссудную кассу, не так велик. Ноутбук, планшет, современный сотовый еще можно сдать в залог. А вот фотоаппараты уже не в цене. Хотя специалисты на свой страх и риск могут принять что-нибудь выбивающееся из привычного перечня: допустим, набор вилок-ложек или даже шубу. Но если хозяин забирать такие вещички не поспешит, голова будет болеть уже у взявшего вещь сотрудника. «Моего коллегу однажды интуиция подвела: он согласился принять набор посуды фирмы «Цептер». Владелец получил 300 рублей, однако выкупать кастрюли не стал. Пришлось выставлять их в интернет на продажу», — поведала товаровед. 

А вот с «забытым» золотом проблем нет. 

— Мы передаем его в государственное хранилище ценностей. Проще говоря — в Гохран, — уточнила заведующая могилевским ломбардом «Селект-ПромФинанс» Виктория Антоненко. — Потом оно идет на переплавку. 

Не забирают отданные в залог ценности примерно пятая часть клиентов, и такой показатель не меняется десятилетиями. Не сумевшие по каким-то причинам выкупить ценности люди автоматически портят себе и кредитную историю. Тем, кто просто затянул с расчетами, тоже придется раскошелиться: процентная ставка для «штрафников» через месяц вырастает. Но несмотря на строгие правила займа, посетителей ломбарда в последнее время прибавилось. Как и в торговле, здесь уже есть свои сетевики. Они конкурируют, продлевая режим работы почти до полуночи и даже круглосуточно и играя на понижении залогового процента.

 В Могилеве, например, вилка подобных ставок колеблется от 0,3 до 1,4 процента, так что можно поискать более выгодный вариант. Хотя ситуацию, когда приходится относить дорогое сердцу и кошельку имущество на «заклание», удачной ни при каком раскладе не назовешь. Кто оказывается ее заложником? Однозначной картины нет: порог ломбарда переступают студенты и пенсионеры, безработные и бизнесмены, приезжие и местные. Кто-то уходит без денег, потому что предложенные суммы идут вразрез с их ожиданиями. А кто-то одну и ту же вещь приносит во второй, третий, десятый раз. Выкупает и закладывает снова, попутно делясь с приемщицами историями-бедами. 

Можно ли продать золотую брошь или колье выгоднее, например, через соцсети или с рук? Ищу на виртуальной барахолке подходящие варианты со словом «куплю». Их совсем немного. Начинаю с номера телефона желающего обзавестись карманными часами. А вдруг? «Нет, не нужны, но могу дать денежную ссуду — под проценты», — неожиданно огорошивает незнакомый собеседник. Вторая попытка провалилась вовсе: абонент был хронически недоступен. Третий, нуждающийся в недорогих ходиках, конкретизировал: ему нужны мужские, фирмы «Луч», причем чем старше, тем лучше. И без всяких там драгоценных примесей, заплатить готов не более десятки.



Изучаю рынок продаж. За равноценные часы каждый из продавцов просит свою цену: кто-то готов расстаться с ними за 30 долларов, кто-то выставил сумму в 150 «зеленых». Звоню смельчаку, решившему запросить ни много ни мало — целую тысячу долларов, и вновь получаю предложение взять деньги под проценты. Знакомым показался даже голос. Сравниваю номера и удивляюсь: а ведь мы уже беседовали, только тогда человек на другом конце провода якобы собирался купить карманные ходики. 

Решаюсь-таки выставить в интернет-витрину свои драгоценные часики. В графе «Стоимость» предусмотрительно пометила: договорная. Покупательский интерес дал о себе знать уже через пару часов. Вопросов было много, предложение одно: три тысячи наличными. Пообещала подумать. И зря: все последующие давали меньше, причем некоторые не постеснялись опустить планку вдвое. Аргумент был железобетонный: со сделкой надо поспешить, а то «органы» заинтересуются. 

— Да, такие операции запрещены законом, — подтвердила официальный представитель управления Следственного комитета по Могилевской области Оксана Соленюк. И уточнила, что за восемь месяцев года на Могилевщине по фактам нарушения сделок с драгоценными металлами и камнями к уголовной ответственности привлечен тридцать один человек. За аналогичный период 2015-го — сорок восемь. 

Сорокалетняя безработная могилевчанка, к примеру, попалась на сбыте цепочек, колец и сережек в офисе одной из компаний: предприимчивая дама продавала товар с доставкой к «рабочему столу». Сначала утверждала, будто это личные вещи. Потом пыталась убедить, что украшения — дешевая турецкая подделка, однако от ответственности уйти все равно не сумела. Наказание, между прочим, таких нарушителей ждет очень серьезное: статья предусматривает лишение свободы от пяти до двенадцати лет. Под нее подпадает даже тот, кто надумал продать собственное украшение кому-то из знакомых! Но находятся смельчаки, которые не стесняются расположиться с таким товаром в открытую. 

— На минском рынке в этом году молодой человек устроил из ящиков импровизированный столик. А на нем разложил украшения: 30 золотых цепочек, 5 браслетов, 2 кулона. И часы — тоже с напылением из драгметалла. Увидев сотрудников ОБЭП, рванул с места, оставив украшения на «прилавке», — рассказала старший инспектор группы информации и общественных связей Ленинского РОВД Могилева Елена Симонова. — Конфискат потянул более чем на тысячу четыреста деноминированных рублей. Это если считать по цене лома. 

Платить по счетам приходится и нечестным ювелирам, которые в обход существующих норм пытаются нагреть на золоте руку. «Одному из таких дельцов, — подчеркнула старший помощник прокурора Могилевской области Елена Шумейко, — был предъявлен иск на 4700 рублей. Как выяснилось, ремонтом и переделкой украшений из драгметалла он занимался вне работы, не оформляя такие заказы документально. Все левые изделия были изъяты и переданы в доход государства. Могилевчане, которые захотели отремонтировать или обновить свои вещи подешевле и без квитанции, пострадали тоже». 

Так что судьбу лучше не испытывать и сделки совершать легальные. А еще — постараться правильно рассчитать бюджет, чтобы займы вовсе не понадобились. Лично мне неожиданно вернули долг, потому на переговорах с работниками ломбардов я поставила точку. И выкроила наконец время, чтобы починить часы. Ну а если часики тикают, в ящик обратно их не задвинешь, потому теперь они всегда со мной. 

svet.markova@gmail.com
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter