Отдам школу в хорошие руки

Ежегодно закрывают от 60 до 100 малокомплектных учебных заведений. Причины известные: ветхие, полуразвалившиеся школы и детсады не соответствуют требованиям времени. В одних детям находиться просто опасно, другие, с печным отоплением, устарели морально. Третьи признаны неперспективными...

Ежегодно закрывают от 60 до 100 малокомплектных учебных заведений. Причины известные: ветхие, полуразвалившиеся школы и детсады не соответствуют требованиям времени. В одних детям находиться просто опасно, другие, с печным отоплением, устарели морально. Третьи признаны неперспективными — в Витебской области, к примеру, еще недавно работали школы, в которые ходили по 5 — 6 учеников. Сейчас детей переводят в другие учебные заведения, подвозят к ним автобусами. Это не всегда удобно, но другого выхода нет. А бывшие школы так и стоят заколоченные, неприкаянные. Зачахли на подоконниках цветы в вазонах, чернеют силуэты клумб, разбитых когда–то заботливой рукой педагога.


Можно ли дать школе вторую жизнь? Есть ли смысл вкладывать деньги в заброшенные ясли, надеясь, что когда–нибудь демографическая ситуация изменится? Ответить однозначно на эти вопросы непросто.


О проблеме бесхозных объектов образования «СБ» писала в августе прошлого года. Тогда наше внимание привлекла безобразная ситуация с детсадом, расположенным в центре Минска — по улице Калинина, 26а. Напомним суть: садик разваливается, там поселились бомжи, не дающие покоя местным жителям. Милиция их гоняет, бездомные возвращаются, сад хиреет на глазах. Такой вот круговорот.


Дело, конечно, не в бродягах — с ними обязаны работать соответствующие службы. Да и не в центре тоже. Просто в свете непростой ситуации с дошкольными учреждениями — в Минске их не хватает — такой «простой» вызвал удивление. Районные власти пообещали навести порядок: реанимировать садик смысла нет, но на его месте построят общественное здание.


Лето сменила осень, зиму весна, а в позорном саду все, как и было. Разбитые и разграбленные корпуса, мусор, хлам. Возле одной из построек человек в кожаной куртке пытается выломать из старого умывальника бронзовый кран — иными словами, нагло расхищает имущество. Никого не боится, усердно орудует напильником, не замечая, что за спиной щелкает затвор камеры. Ну что ж, хоть кому–то польза от этого памятника бесхозяйственности.


В галерее, которая объединяет два корпуса, мелькнуло лицо. Это здешний призрак — бомж. «Их здесь два, — уточняет мама с коляской, которая прогуливается неподалеку. — Разводят костры, шумят. Но даже не это беспокоит. Скоро потеплеет, в корпуса полезут дети. А там опасно. Огородили бы хоть забором, раз руки не доходят снести».


— Мы туда ходим стекла бить, — важно добавляет школьник, который проходит мимо нас. — Хотя место, конечно, гиблое.


Таких гиблых мест в городе несколько. Все они, как правило, принадлежат предприятиям. Когда–то детсады брали на баланс организации, строили амбициозные планы, собираясь превратить их в офисные здания, в общежития. А потом бросили на произвол судьбы. Вот как бывший детсад по переулку Охотскому, 19. Хмурое здание серого цвета навевает тоску. Скелеты горок, огрызки качелей напоминают о том, что когда–то здесь резвились ребятишки. Их тут нет уже давно, как и забора вокруг, — заходи смотри. Впрочем, двери заперты, а за одной из них, хорошенько постучав, мы даже обнаружили сторожа. Сторож пожаловался: перекрытия прогнили, везде течет. Нечего тут сторожить. Кто хозяин? «Сначала был экологический институт, теперь вроде какой–то технопарк», — вспомнил охранник.


Первые владельцы намеревались переоборудовать объект под общежитие — даже на электронных картах города здание подписано именно так. Что придумают вторые, неясно. Бывший детсад разваливается и уже ни на что не годен.


Не работает по профилю и еще одно здание — на Партизанском проспекте, 52а. Правда, ему повезло больше. Огорожено забором, не пройдешь. Может, хотя бы у этого детсада — последнего пункта нашей грустной экскурсии — есть шанс снова открыть свои двери?


— В прежней ипостаси — нет, — убеждена заместитель главы администрации Заводского района Людмила Барановская. — Этот детский сад четырехгрупповой, без спален, такие сейчас никто не строит. Чтобы его реконструировать, привести в соответствие с современными нормами, нужны большие деньги. Миллиардов 16 придется вложить. Проще построить новый. К тому же микрорайон стареющий, вопрос нехватки мест в дошкольных учреждениях не стоит. Поэтому было принято решение передать здание фонду социальной защиты населения. В этом месяце начнется реконструкция. А без дела, кстати, объект не простаивал. Здесь работал кружок.


Правильно ли разбрасываться садами, превращая их в офисы и всевозможные «центры»? Сегодня, возможно, это обоснованно. А завтра? Демографическая кривая рано или поздно пойдет вверх. Не будем ли жалеть, что когда–то не приняли решение о своевременной реанимации?


Требуется хозяин


Если у бывших детских садов все же есть владельцы — пускай и безалаберные, — то со старыми сельскими школами ситуация сложнее. Выведенные из эксплуатации, закрытые на замок, они ждут инвесторов. «Продается школа!» — такие объявления то и дело появляются во всех районах страны. Некоторые пристроить удается, с другими сложнее.


Комплекс из пяти зданий в деревне Городище под Минском — яркий образчик и один из многочисленных представителей уходящей нынче эпохи деревянных школ. Когда–то строили именно так: своеобразная планировка, включающая несколько корпусов. В одном располагались классы, во втором — учительская, в третьем — мастерская. Школу закрыли в 2007–м, детей перевели в соседний поселок. Сейчас школа гниет. Окна заклеены таблицей Менделеева.


Что делать с неэксплуатируемым объектом? Решили продавать. Желающие купить есть. В местном сельсовете нам рассказали: приходят частники, просят отдать комплекс под мастерскую, под склад. Склад в классе — это, конечно, звучит не очень, но ведь лучше, чем медленное разрушение. Но отвечает за школу районный отдел образования, и всех купцов адресуют туда. Из отдела они почему–то больше не возвращаются. Почему?


Задаю этот вопрос специалистам, и, оказывается, продать школу сейчас так же непросто, как построить космический корабль.


— И к нам приходили желающие купить. Проблема в том, что процедура отчуждения государственного имущества достаточно сложная. Законодательство не упрощает механизм подготовки пакета документов. Он достаточно объемный, — показывает на толстенную папку заместитель начальника отдела образования Минского райисполкома по финансово–хозяйственной деятельности Татьяна Ревяко. — Чтобы подготовить нужные бумаги, приходится потратить порой полгода. Это не только время, но и бюджетные средства. Потом, после удара молотка на аукционе, вся работа превращается в пыль. Ведь новому собственнику предстоит переоформить документы на себя, тратить теперь уже свое время и деньги. Кроме того, отсутствуют четкие разъяснения, что может после приобретения сделать новый владелец. Перепрофилировать школу, построив там, к примеру, торговый объект или все же использовать по назначению? Многих пугают неясности.


А вот директор фонда «Минскоблгосимущество» Алексей Васильев проблем с продажей зданий бывших школ не видит:


— Неиспользуемые объекты образования продаются достаточно хорошо. Вот, например, в Солигорском районе на территории бывшей школы организовали производство по изготовлению срубов. Таких проектов немало. Сложности? Если кто–то не может изготовить документы, это один вопрос. Если нет документа — второй. Все это решаемо. К тому же инвестор, приобретая здание, вовсе не обязан воссоздавать там школу. Разрабатываются соответствующие документы, чтобы перепрофилировать бывший объект образования, в том числе и под производство. Если кто–то желает получить консультацию по тем или иным вопросам, лучше обратиться непосредственно к нам.


Как бы то ни было, дело в Городище сдвинулось с мертвой точки. Одно из зданий — мастерскую — недавно передали приходу храма Святителя Николая Чудотворца. Остальные строения таки попробуют продать с аукциона.


Когда мы приехали в деревушку, там как раз закипела работа. «Организуем здесь церковноприходской дом, — рассказал о планах настоятель прихода отец Антоний. — Если бы нам передали все здания, их, поверьте, использовали бы с толком».


Возможно, преображение старых школ в духовные, культурные центры и есть та здравая мысль, к которой мы когда–нибудь придем. Пока же экономический фактор доминирует: сбыть бы «развалюху» с аукциона хоть за минимальную цену. А продаются они все–таки с трудом — у многих зданий стопроцентный износ. Динамику предложений можно отследить на сайтах райисполкомов. Вот, к примеру, Ошмянский район. Предлагается купить комплекс объектов школы в поселке Школьный. Тут и учебный корпус, и коровник, и овощехранилище, и водопровод с канализацией, и даже фонтан. Но вот не состоялся в связи с отсутствием участников один аукцион, цену снизили на 80%, и это не особо помогло. Время идет, здания ветшают...


— Кое–что у нас купили. А в Школьном продать непросто — требуются большие вложения, — сетуют в отделе образования. — Обычно зданиями интересуются предприниматели, желающие развивать агротуризм. Кто–то, возможно, захочет сделать из школы дачу — места у нас красивые. Но опять–таки нужно готовить множество документов. Вообще, все это больно — закрывать и продавать.


Признают, что сложно, и в Министерстве образования. «Школы покупаются трудно, особенно в глухих деревнях, — прокомментировала начальник управления развития материально–технической базы Лидия Зайцева. — Делать все возможное, чтобы объекты не пустовали, в первую очередь должны облисполкомы. Вкладывать деньги в малокомплектные школы, возрождая их? Это невыгодно».


***


«Купите школу!» — призывают аукционы, и ничего с этим не поделаешь, как бы ни щемило на душе. А вот бесхозяйственность, юридические заморочки, волокита, беготня по кабинетам инвесторов, желающих вложить деньги фактически в хлам, — подобного, конечно, быть не должно. Этот урок мы проходили множество раз, но пока до конца не усвоили.


И еще. Хочется верить, что когда–нибудь в деревнях и городах бывшие школы, детсады понадобятся снова. Что использовать их будут по прямому назначению.


Справка «СБ»


В 2009–м закрыто 90 общеобразовательных учреждений, из них — 23 начальные школы, 55 базовых, 6 средних, 6 школ–интернатов. В этом году планируется открыть 5 новых школ.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати
Читатель из Люблино
<p>2010 По моему мнению не стоит переживать по поводу того, что старые здания, переходя в руки инвестора изменят своё предназначения. Они морально устарели. Журналист ведь сам пишет, что такие сады теперь не строят, школы тоже усовершенствовали. Ну и чего теперь сокрушаться, что садика лишаемся. Да пусть лучше там будет проведена реконструкция, и сделано нормальное общежитие, чем все это разрушиться и превратится в очередное отхожее место. А детские сады нужно строить по современным технологиям, с применением самых современных материалов. <br /></p><p>Не стоит носиться с этими объектами, как с писаной торбой. Продавать их по себестоимости и вся не долга.</p>
Оксана
Я сама видела много заброшенных зданий и в городах, и в деревнях. Очень удручает такая бесхозяйственность. А в статье больше всего поразило то, что долго пустует здание в центре Минска. И это при том, что цена и на землю, и тем более на квадратные метры жилого или нежилого здания в таком месте, наверное, огромная. Когда же, наконец, мы научимся не терять деньги, что лежат прямо под ногами?1
Сафонов Анатолий
От старых, невостребованных зданий нужно избавляться. Не только детей, но и взрослых нужно переселять в перспективные зоны, где взрослые смогут найти работу, а дети - учебное заведение. Этим нужно заниматься, а не бросать людей на произвол судьбы. Да, журналист пишет, что "таких школ уже не строят". Я хотел бы сказать, что школы и дошкольные учреждения - вообще не строят. Я живу в городе около 100000 жителей и за последние 10 лет только одну школу ...достроили, а о больницах и детских садах...я молчу. Работаем, в основном, в две смены. Дети, шестиклассники, приходят со школы почти в восемь часов вечера!!!! Вот о чем надо писать!
Владимир
Своевременная статья.В нашем Свислочском районе Гродненской области имеются несколько закрытых начальных школ.Разговоры о сложности передачи не состоятельны-пусть смотрят внимательно Указ Президента №108 от 27.02.2007г.Сам взял по этому указу бывшую начальную школу,а затем библиотеку в дальней деревне Рудне.Работая над выполнением поручения Президента о развитии туризма по всему периметру НП "Беловежская пуща" руководством района принято решение в начальной школе д.Тиховоля разместить местную турбазу.Ждем ещё инвесторов в две школы ,расположенные непосредственно на границе пущи.Рядом с ними пройдет дорога,которую утвердил наш Президент.Надо чиновникам на местах работать головой,инвесторы к ним сами не придут-нужно много работать и в интернете,знать иностранные языки или уметь пользоватся переводчиками в интернете. В продаже зданий должны быть заинтересованны не только сотрудники отделов образования,но заинтересованные отделы райисполкомов.Сам военный пенсионер,по предложению руководства района занялся туризмом-имею личный дом в <br /> <br />
деревне-присмотрелся к пустующему зданию рядом и решил его исползовать для оказанию услуг туристам.В целом передача произошла за полгода-да надо много работать по переустройству старого здания,много и средств идет,но это потом перейдет мне и моим наследникам,а пропаганда нашего прекрасного края,природы.Надо из недостатка-отдалённость от города-делатьположительные выоды- близость к природе,чистый воздух,приветливые люди.Чем не рай для туристов-надо максимально использовать преимущества нашего законадательства в сфере туризма для привлечения инвесторов.Посмотрите на природу по адресу<br /> <br />
belavezha.blog.ru.<br /> <br />
Депутат райсовета Жуков Владимир Иванович
Светлана Альшевская
Проблема огромного количества заброшенный зданий безусловно существует. Сама знаю несколько сооружений в центре Минска, в которых летом бегают детишки и собирается молодёжь. Но разговор о восстановлении этих зданий, на мой взгляд, не уместен. <br /> <br />
Дело в том, что в наше время разработаны новые технологии постройки. Вкладывать деньги, заранее зная, что это ветхое здание весьма странно. Если бы это было культурное наследие страны, тогда, безусловно. Хочу заметить, что именно на реставрацию историко-культурных памятников как раз выделяются средства. <br /> <br />
Думаю, что лучший выход из сложившейся ситуации – это снос старых зданий. И тем самым освобождая метры земли, стоит возводить современные дошкольные учреждения, которых, по мнению читателей, так не хватает, а также развлекательные комплексы для детей и молодёжи.
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?