Не все таксисты в восторге от услуги "трезвый водитель"

Отдам руль в трезвые руки

Госавтоинспекция всячески приветствует развитие в Беларуси услуги «трезвый водитель». И хотя только в Минске ее оказывают значительная часть служб такси и несчетное количество индивидуальных предпринимателей, без глухого ворчания не обходится: мол, клиентура нередко весьма неадекватна. А ведь суть услуги проста и вроде бы благообразна: вышел из–за руля, принял горячительного с друзьями — вызываешь водителя, который тебя довозит до дома на твоем же авто, только и нужно, что приплатить шоферу определенную сумму на обратный путь. Впрочем, может, вовсе не следует слишком расслабляться при наличии прав и машины?

Фото  Сергея ЛОЗЮКА.

Реклама услуги порой сладкая, как мед, и завораживающая, как созерцание журчащей воды. Посудите сами: «Наша жизнь была бы неинтересна и скучна без праздников. А праздник — это, как правило, веселое застолье в ресторане или ночном клубе, после которого нужно доехать в целости и сохранности». Или: «Все мы живые люди, и наличие собственного автомобиля не означает, что вы не имеете права отпраздновать важное событие или просто повеселиться». Стоимость сервиса вроде божеская, учитывая его особенности: от 15 рублей плюс дополнительная плата в зависимости от километража — как правило от 0,5 до 1 рубля за 1 км, за городом тариф повышенный. Есть и другой вариант — можно вызвать эвакуатор, который оттранспортирует «осиротевшее» авто и его владельца по принципу «два в одном»: трезвый водитель и его клиент в кабине, а машина на лафете. Но тогда процесс перемещения обойдется дороже.

В Госавтоинспекции полагают, что услуга эта — полезная для безопасности движения, поскольку способствует снижению количества ДТП с участием пьяных водителей.

— Мы только за, если человек сознает всю опасность нахождения за рулем в нетрезвом состоянии, — говорит начальник отдела по агитации и пропаганде УГАИ ГУВД Мингорисполкома Сергей Зараник. — Для решения проблемы все законные способы хороши. Сотрудники ГАИ всегда советуют тем, кто собрался праздновать: вызывайте такси. А услуга «трезвый водитель» — по сути, оно и есть.

Совет, похоже, не пропадает даром. Как говорят в отделе информационно–аналитической работы столичной ГАИ, за 2016–й в Минске произошло 16 дорожно–транспортных происшествий с участием нетрезвых водителей — более чем на треть меньше, чем годом ранее. К сожалению, в этих ДТП погибли 3 человека против одного в 2015–м, были ранены 18 человек, но ведь в позапрошлом году таких было 41. Как видим, статистика отчасти улучшается. Зато дорожных инцидентов, вызванных переутомлением водителя и засыпанием за рулем, в городе в прошлом году случилось три против единственного факта в 2015–м. Да, никто, к счастью, не погиб, но раненых оказалось семеро против одного в позапрошлом году. Так, может, шоферам следует поразмыслить и над тем, чтобы вызвать коллегу–спасителя при хроническом недосыпе или после трудного дня, проведенного за рулем?

Вы удивитесь, но некоторые таксисты далеко не всегда охотно направляются на вызовы к нетрезвым водителям. Вообще–то они не слишком жалуют пассажиров под градусом, но что поделаешь — это часть их работы. К тому же такие клиенты вызывают машину с шашечками чаще трезвых, да и чаевые порою дают неплохие. Но водители, выступающие в роли пассажиров, — это особый контингент. Они, отмечают таксисты, нередко торгуются не только с человеком за рулем, но и с работающим счетчиком.

Фото  Виталия  ПИВОВАРЧИКА.

— Бывают такие доставки: давайте поедем по кольцевой в спальный микрорайон, затем заедем в центр и еще в противоположный конец города скатаемся, — рассказывает один из минских таксистов Николай. — А у меня тариф: доставить машину от ресторана до дома — 20 рублей плюс дорога обратно, «на базу». В этом случае конечная стоимость услуги будет приемлемая для обеих сторон. Иначе я половину смены буду работать только на одного клиента и его друзей да еще итоговая сумма выйдет такой, что не каждый сможет расплатиться. Бывает и другое: от центра города до Раубичей я беру 35 рублей, а клиент предлагает 40 за всю услугу. Извините, уважаемый, но я трачу свое время, отвечаю за вашу машину и безопасность и за это вы даете только 5 рублей? Меня это не устраивает.

Но тяжелее всего таксистам порой приходится... с отдельными коллегами. Это когда встречаются двое профессионалов, только один находится в «восторженном» состоянии. Тогда трезвому водителю достается по полной программе: и не так везет, и не туда, и дорого. Поэтому те, кто оказывает услугу «трезвый водитель», стараются оговаривать большинство нюансов еще по телефону сразу после получения заказа: так спокойнее...

Вопрос ребром

Как определяют состояние на глазок?


Вот что дает достаточное основание полагать, что гражданин находится подшофе:

заявление самого гражданина либо других людей и должностных лиц о данном факте;

запах алкоголя изо рта;

затруднения при сохранении равновесия;

нарушение речи;

выраженное изменение окраски кожных покровов лица;

покраснение глаз, сужение или расширение зрачков;

шатающаяся походка;

спонтанные движения глаз в горизонтальном направлении при их крайнем отведении в сторону (нистагм).

Штрихи к проблеме


Услугу оказывают, как правило, лишь водители, имеющие солидный опыт управления транспортным средством и не боящиеся ответственности за чужую машину. Пик спроса приходится на пятницу и субботу — дни, когда даже шоферы–профессионалы могут позволить себе расслабиться. Это же косвенно подтверждают и данные минской Госавтоинспекции: наибольшее количество ДТП в 2016 году происходило не по выходным или в их канун, а по средам и вторникам. Что касается времени суток, то самый опасный интервал — с 18.00 до 21.00.

Факт

За 2016–й на территории Минска снизилось число дорожно–транспортных происшествий с пострадавшими на 17,2% в сравнении с аналогичным периодом 2015 года. Количество травмированных в ДТП уменьшилось на 15,8%, число погибших — на 4,9%, количество ДТП, совершенных по вине водителей в состоянии опьянения, — на 38,5%. Основными причинами инцидентов на дороге стали:

нарушение водителями правил проезда пешеходных переходов — 21,2%;

нарушение правил проезда перекрестков — 13,2%;

нарушение правил маневрирования — 14,1%;

неправильный выбор водителями скоростных режимов — 8,6%.

В целом по стране основные показатели аварийности тоже снизились: количество ДТП уменьшилось на 516 (минус 12,4%), число погибших — на 83 человека (12,5%), раненых — на 525 (11,8%).

Буква закона

В соответствии с частью 1 статьи 18.16 Кодекса об административных правонарушениях управление транспортным средством лицом в состоянии опьянения или под влиянием одурманивающих средств, передача управления транспортным средством такому лицу или отказ от прохождения соответствующего освидетельствования влекут наложение штрафа в размере от 50 до 100 базовых величин с лишением права управления транспортными средствами сроком на три года.

За аналогичным правонарушением, совершенным повторно в течение года, следует уголовная ответственность — или исправительные работы на срок до 2 лет, или арест со штрафом, или ограничение свободы до 2 лет со штрафом, или лишение свободы на тот же срок плюс лишение права управления транспортным средством. Независимо от права собственности подлежит специальной конфискации и транспортное средство, которым управлял нарушитель.

Справка «СБ»

Состояние алкогольного опьянения — это наличие абсолютного этилового спирта в крови или выдыхаемом воздухе в концентрации 0,3 и более промилле либо наличие паров абсолютного этилового спирта в концентрации 150 и более микрограммов на один литр выдыхаемого воздуха. До августа 2011 года максимально допустимый показатель составлял 0,5 промилле. При концентрации 0,3 промилле у человека обычно наблюдается легкая эйфория, расслабление, речь расторможена, чуть снижается самоконтроль.

nesterov@sb.by

Советская Белоруссия № 29 (25164). Суббота, 11 февраля 2017

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter