«СЕЛЬСКАЯ газета» много и часто рассказывает о новом лице белорусской деревни — агрогородках. Оно и понятно. Именно в них сосредоточены основные экономические и людские ресурсы села, там производится большая часть продукции. А как чувствуют себя сегодня небольшие или отдаленные деревеньки, которые также кормят страну, что волнует их жителей, как соблюдаются социальные стандарты в этих населенных пунктах? Наши корреспонденты побывали и поговорили с теми, кто в них проживает.
Асфальт кончается, жизнь продолжается
ЗИНАИДА АДАМОВИЧ выросла в деревне Войтехи Витебского района. Полвека назад там было дворов 15. Она помнит, как ее отец, инвалид Великой Отечественной войны, председательствовал в здешнем колхозе, как вместе с сестрами и сельскими ребятишками пололи свеклу. После школы Зинаида Александровна перебралась в Витебск. Работала токарем, а затем мастером на приборостроительном заводе. Сейчас на пенсии.
Родителей, к сожалению, уже нет, да и в самих Войтехах из местных лишь две старушки. Но люди, у которых там остались родительские дома и огороды, по-прежнему приезжают. В том числе и Зинаида Александровна со своими сестрами. Тянет, говорит, на родину.
От Витебска до Войтехов километров сорок будет. За деревней Хатоли асфальт заканчивается. И начинаются проблемы. Так и здесь: большегрузная техника настолько разбивает ведущую к Войтехам грунтовую дорогу, что проехать порой просто невозможно.
Этот 3-километровый участок обслуживает Витебское дорожное ремонтно-строительное управление № 144. С весны Зинаида Александровна просила его руководство дорогу подсыпать. Разные начальники с ней по-разному разговаривали: одни вежливо, другие — не очень. В конце концов она созвонилась с дорожным мастером, который половину пути отремонтировал. Но затем и он пропал куда-то. На этом терпение у Адамович лопнуло, и она набрала номер прямой телефонной линии председателя Витебского райисполкома Руслана Фурашова. Тот пообещал, что уже через неделю до Войтехов можно будет проехать:
— И действительно, привезли песка речного с камнями и, спасибо председателю райисполкома, еще полтора километра сделали.
Сейчас до Войтехов едут без проблем. Дай Бог, чтобы ситуация не поменялась в худшую сторону. Хотя, признается Зинаида Адамович, такие опасения есть, осенью картина может повториться, и опять придется звонить, просить, жаловаться…
Проблема, подтверждают в Витебском райисполкоме, действительно существует. С начала года в исполком на плохое состояние дорог поступило около трех десятков жалоб. По каждому такому сигналу, рассказывает начальник отдела архитектуры и строительства райисполкома Ольга Данилович, создается комиссия, которая выезжает на место и обследует участок:
— Если есть свободная техника и финансы, проблема решается оперативно. Но, к сожалению, денег на содержание сельских дорог, ведущих к отдаленным населенным пунктам, выделяется недостаточно.
Сложность с финансированием, соглашается Павел Волков, начальник ДРСУ-144, существует, но не только она влияет на ситуацию:
— Содержание грунтовых и гравийных дорог, которые сами по себе не идеальны, имеет определенную специфику. Это — сезонность. Ведь основной вал жалоб мы получаем в весеннюю либо осеннюю распутицу, последние два месяца ни одной жалобы по нашим дорогам не поступало.
Сергей ГОЛЕСНИК
svg-vt@mail.ru
Кто хочет, тот работает
В ЛОБЧЕ, на Чериковщине, живут около двухсот человек, 109 из которых трудоспособного возраста. В деревне природный газ, у многих сельчан квартиры со всеми удобствами.
Здесь есть магазин, ФАП, Дом культуры с библиотекой, комплексно-приемный пункт. Но, к сожалению, лет восемь назад прекратило существование местное сельхозпредприятие «Новатор», в позапрошлом году закрылась школа, а недавно стационарную почту сменила передвижная…
До закрытия Лобчанской базовой школы Лариса Васильцова была ее директором, там же педагогом работал и ее муж. Теперь она — заместитель директора в Езерской средней школе, в десяти километрах от Лобчи, Аркадий Иванович там же — учитель труда.
Лилии Молдовановой также пришлось перейти в Езерскую школу воспитателем группы продленного дня, а по совместительству она еще и социальный педагог. В своей деревне была учителем младших классов. Учителя рассказывают:
— На работу добираемся школьным автобусом, который ежедневно возит детей в Езеры. А уж с работы — кто как может: кого встречают мужья на автомобилях, кто-то ездит на велосипеде, кто-то даже ходит пешком. Конечно, есть некоторые неудобства, но что поделаешь? Работать надо. Со временем человек ко всему привыкает.
Всего в Езерской школе работают восемь учителей, живущих в Лобче, еще два местных педагога трудоустроились воспитателями в Езерском детском саду. Кстати, СПК «Езерский» — крепкое хозяйство, а в агрогородке Езеры, помимо средней школы, есть еще спортивная и школа искусств.
Нашлась в СПК работа и для других специалистов, живущих в Лобче. К примеру, Тамара Корнеева трудится в «Езерском» главным агрономом. С удовольствием взяло хозяйство и несколько лобчанских механизаторов. Но больше всего повезло тем, кто трудоустроился в Езерское лесничество: лес-то здесь рядом.
Еще шестеро работают социальными работниками, скрашивают одиночество дедушек и бабушек в Лобче и близлежащих малонаселенных деревнях. Кстати, такую работу можно найти в любой деревне, даже самой малонаселенной и отдаленной.
Конечно, деревня — не город. Перебирать вакансии, «крутить носом» здесь особо не приходится. Но все же кто хочет работать, всегда найдет выход, причем не просто устроится, а даже по специальности. И еще хорошим подспорьем для сельчан является сельхозпродукция, которую они производят на своих подворьях и сдают заготовителям. В общем, жить можно. И нужно.
КОММЕНТАРИЙ заместителя председателя Чериковского райисполкома Анжелы НОВИКОВОЙ:
— Есть множество вариантов работы для жителей самых отдаленных деревень. К примеру, можно создавать приемные семьи, как в Зорях и Бакове, райпо предлагает стать заготовителем. Словом, кто хочет работать — работает.
Ирина МЕНДЕЛЕВА
Irina_mendeleva@mail.ru
Фельдшер спешит в Караси
КАРАСИ находятся рядом с Беловежской Пущей. Жителей в этой отдаленной от райцентра деревне около трех десятков. В основном пенсионеры. Многих часто донимают простуда, высокое давление, головная боль. За медицинской помощью люди обращаются, как правило, в фельдшерско-акушерский пункт соседних Молочек.
— А если что — наша фельдшерка Галина Пухнаревич мигом к нам приезжает, — рассказывает 93-летний ветеран Великой Отечественной войны Николай Дурейко.
ФАП обслуживает пять деревень, и все они малонаселенные. Обычно за день на прием приходит от 10 до 15 человек, а в зимнее время, особенно в пору эпидемии, бывает и больше. Помощь они получают на месте, иногда некоторых направляют на более глубокое обследование в Пружанскую центральную районную больницу.
Зимой одиноких и престарелых людей из отдаленных и небольших деревень размещают на «социальных» койках в Ружанской горбольнице. Хотя она основана более 140 лет назад, оборудовано оно по современным стандартам.
Александр КУРЕЦ, «СГ»
kurec.a@mail.ru
У сельчан появилась надежда
Уже более года жители небольшой деревни Зарой, что в Дятловском районе, добиваются открытия автобусного маршрута. Ранее такой рейс был. Автобус следовал через Зарой, и сельчане без проблем могли добраться до Новогрудка или же железнодорожной станции в Новоельне, а оттуда поездом дальше. Но времена изменились, рейс отменили.
К слову, в восстановлении маршрута заинтересованы и жители соседних Баришино, Кузьмичей, Лопушно.
Обращения в рай- и облисполком проблему не решили. И тому несколько веских причин. Во-первых, чтобы пустить автобус, нужно сделать нормальную дорогу, а на ее ремонт необходимы немалые деньги.
Во-вторых, уже заранее известно, что новый маршрут из-за низкого пассажиропотока будет убыточным. Это подтверждает и проведенный мониторинг. К бесперспективному маршруту не проявляют интереса ни государственные транспортные предприятия, ни индивидуальные предприниматели, занимающиеся пассажирскими перевозками.
В-третьих, как утверждает руководство района, транспортное обслуживание жителей вышеперечисленных деревень соответствует социальным стандартам. В тот же Зарой два раза в неделю — четверг и воскресенье — ходит автобус из районного центра.
Но недавно у сельчан появилась надежда. Дорожники занялись ремонтом труднопреодолимого участка.
— Я разговаривал с работниками дорожно- строительной организации, — поясняет староста деревни Святослав Сас. — Положить асфальт они не обещают, а вот сделать приличную гравийку могут. А там можно будет дальше разговаривать с работниками соответствующих служб о перспективности маршрута.
Святослав Павлович уверен, что рейс не будет убыточным. Желающих ездить достаточно. Главное, чтобы автопарк разработал приемлемую схему движения и подобрал соответствующие день и время.
Геннадий ГИЛЬ, «СГ»
gennadijj-gil@rambler.ru
Автолавка приезжает прямо к дому
В ДЕРЕВНЕ Новая Жизнь Буда-Кошелевского района всего два человека. Одной из них — Нине Петровне Концевой — скоро исполнится 85 лет, но уезжать из деревни она не хочет.
— А зачем? — спрашивает она и сама же отвечает: — Автолавка приезжает прямо к дому, и здесь я всегда покупаю свежие продукты. До города мне уже тяжеловато добираться, поэтому, когда попрошу, продавец и лекарства мне привозит.
По территории Буда-Кошелевский район один из самых крупных в Гомельской области. Из более чем двухсот деревень 174 обслуживаются автолавками. В том числе и все маленькие, как те же Новая Жизнь или Николаевка, — в последней и вовсе прописан только один человек. Сейчас, правда, их число увеличилось за счет дачников.
По словам председателя Губичского сельсовета Лилии Тормановой, жалоб на автолавки ей не поступало.
— Работой автомагазинов, обслуживающих наш сельсовет, довольна. Всегда широкий ассортимент товаров, продавцы вежливы с населением, часто работают по заявкам, чтобы жители отдаленных деревень получили все необходимое. Не было еще такого, чтобы в назначенный день автолавка не пришла.
— В нашу Зорьку автолавка приезжает три раза в неделю, — рассказывает пенсионерка Анна Кухарева. — В наличии и овощи, и рыба, и сахар.
— Всего хватает, — соглашается с ней Михаил Жуковский из Факела.
Кроме автолавок потребкооперации, с прошлого года в отдаленные деревушки ездят и автолавки «Евроопта».
Наталья ВАКУЛИЧ
Nvakulich2015@mail.ru