Отчитывается сельская торговля

Президент принял участие в отчетном собрании Белкоопсоюза

Услугами потребкооперации хотя бы раз пользовался, пожалуй, даже каждый горожанин. Кто–то заходил в магазин этой организации, кто–то заглядывал в кафе на трассе. А вот для сельчан коопсоюз — постоянный спутник. В его подразделениях можно закупить все необходимое в быту. Причем рассчитываясь не сразу, а при необходимости в долг. В заготконтору идут с излишками продукции из собственного сада или огорода. А в сезон несут собранный «дикий» урожай — грибы да ягоды. Словом, большое дело делают кооператоры. Их работа — серьезное подспорье в жизни на селе. Именно поэтому в свое время на государственном уровне было принято решение сохранить эту систему. Не допустить ее деления и приватизации. Большое внимание развитию движения уделяет лично Президент. Дважды (в 1999 и 2004 годах) он принимал участие в общих собраниях Белкоопсоюза. Выступая перед его работниками, излагал ожидания государства от их деятельности. И вот прошло третье предметное общение во Дворце Республики.


Как и водится, на собрании выступил с отчетом председатель Белкоопсоюза Сергей Сидько. Говорил и о достижениях, которые очевидны, и о недостатках. Они тоже на виду, ведь кооператоры работают в прямом контакте с людьми. Свои мысли о развитии организации высказали руководители Минщины и Витебщины Борис Батура и Александр Косинец, курирующий сферу вице–премьер Михаил Русый. Их замечания во многом перекликались с теми, что прозвучали позже в выступлении Президента. Александр Лукашенко изложил достаточно обстоятельный анализ положения дел в потребкооперации. Даны исчерпывающие рекомендации, как и в каком направлении двигаться дальше. Они и должны стать своего рода дорожной картой Белкоопсоюза на ближайшие несколько лет.


Общая оценка: да, с исполнением прогнозных показателей кооператоры в общем–то справляются. Но в деталях совершенству, как говорится, нет предела. Тем более что есть очевидные проблемы, которые, заострил внимание Президент, не решаются из года в год. Александр Лукашенко их перечислил.


Тревожит, что потребкооперация сдает позиции на внутреннем рынке. Ее доля в розничном товарообороте с 2005 года снизилась с 15 до 11 процентов. Да, появляются хорошие новые магазины под брэндом «Родны кут». Их около 800. Но немногим меньше торговых точек на селе вовсе закрыты. И дело тут далеко не всегда в экономике или нехватке продавцов. Основная причина, делает вывод Президент, «в отсутствии современных технологических решений, деловой хватки и предприимчивости».


Справедливый упрек прозвучал по поводу качества обслуживания. На него жалуются люди, что подтверждается и многочисленными проверками. Самое распространенное нарушение — продажа просроченного товара. На этот счет предупреждение:


— Опасно, когда это становится системой. Тогда это уже не недостаток, а преступление.


Очевидная проблема и в том, что коопсоюз все никак не наладит эффективную систему оптовых закупок. А ведь имея мощную розничную сеть, мог бы при грамотном подходе в прямом смысле делать погоду на рынке. Конкурируя в том числе и с гипермаркетами.


Более динамично надлежит развивать заготовительную деятельность. С одной стороны, за последние 9 лет объем закупок сельхозпродукции у населения увеличился в 4 раза. С другой — у людей приобретается лишь десятая часть ресурсов картофеля, 2 процента овощей, чуть меньше трети — плодов и ягод. Дикорастущей продукции в прошлом году приобретено лишь 40 процентов от общего объема закупок в целом по стране. А ведь кооперация имеет немалые преимущества перед другими заготовителями. Президент напомнил, что она получила от государства в этой сфере все запрошенные преференции. При этом продолжает уступать частнику. Вопрос остается на жестком контроле.


Кооперация должна активнее включиться в стимулирование развития домашних хозяйств. Переходить от прямых закупок по факту к заключению предварительных договоров, авансированию производства. Рекомендация Президента:


— Потребкооперации нужно идти к населению, договариваться о выращивании, объемах закупок, цене, заключать договоры, продавать элитные семена, саженцы, осуществлять авансирование и прочее...


Резонные замечания также высказаны по поводу недостатков в производстве промышленной продукции, наращивании экспорта, звероводстве, организации общественного питания, оптимизации организационной структуры. Все детально, четко и по существу. Высказаны и общие требования к деятельности кооперации.


Из разговора сделаны и системные выводы. В том числе и по поводу недавнего предложения Правительства упразднить Министерство торговли. Президент раскрыл этот вопрос так:


— Мы сегодня подняли целый пласт проблем, которые не решаются на уровне координации усилий, контроля, организации торговых процессов. Кто этим занимается? Михаил Иванович Русый? Так у него в Правительстве тематика от сельского хозяйства до потребкооперации. Он все это не охватит. Так почему бы Министерство торговли — государственный орган — не наделить этими функциями: от контроля за ценообразованием до организации, координации, работы основных торговых систем?


Внимательно слушая Президента, присутствовавшие в зале активно помечали в блокнотах основные тезисы выступления. А после того, как Александр Лукашенко покинул Дворец Республики, участники собрания продолжали работать еще около двух часов. Разговор был таким же деловым. Представители различных структур потребкооперации обменивались мнениями о том, как выполнять поставленные Президентом задачи. В итоге собрание приняло постановление, в котором отражена суть принятых решений. В заключении слово снова взял Сергей Сидько. Он сообщил, что по итогам года будет составлен детальный отчет о работе по всем направлениям, речь о которых шла на собрании. Этот документ будет представлен Президенту. Все его рекомендации приняты как прямое руководство к действию. Так и должно быть. А как эти советы приложатся к практике — покажет жизнь.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати
Nikolai
Когда нужно делать операцию, больного пичкают таблетками. Потребкооперация, это даже не вчерашний день, а позавчерашний.
Провинциал
Для того,чтобы магазины РАЙПО шевелились они должны чувствовать конкуренцию со стороны крупных сетей,например "Евроопта".Тогда будут снижать торговые надбавки,улучшать качество обслуживания,чтобы не потерять покупателя.Но вместо этого на местах под всякими предлогами не пускают "Евроопт в районные центры,не смотря на желания жителей.И сам не гам,и другому не дам.
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?