Отчего сбился прицел...

Все, что вы хотели знать об охоте
В редакцию «СБ» регулярно обращаются охотники. Даже пишут коллективные письма. Как правило, с претензиями к своим организациям и многочисленными вопросами, ответы на которые они не могут получить. Это свидетельствует о системном неблагополучии, в частности, в наиболее массовой организации — Белорусском обществе охотников и рыболовов, чему наша газета посвятила немало публикаций. У охотников явно сбился прицел. Поток претензий и вопросов возрос в последнее время, когда и в Правилах охоты, и в самой организации охотничьего хозяйства многое изменилось. Пояснить принципиальные изменения мы попросили Михаила Арешко, начальника Государственной инспекции охраны животного и растительного мира при Президенте.

— Михаил Адамович, какие выводы вы сделали после нескольких месяцев пребывания в должности? Готова ли подчиненная вам структура исполнять — в смысле техническом, кадровом, организационном — возложенные на нее функции? Предстоят ли какие–либо перемены?

— Основная часть сотрудников госинспекции способна решить задачи, поставленные Главой государства перед службой, но формы работы придется менять. Над этим мы сейчас активно работаем. Права у нас есть, техникой и средствами наблюдения мы в основном обеспечены, организовали переподготовку инспекторского состава на специальных курсах, пересмотрели зоны ответственности областных и межрайонных инспекций.

Основной переменой в деятельности госинспекции станет ее открытость, тесный контакт с общественностью и вовлечение в природоохранную деятельность местного населения. Начало этому уже положено: создана и круглосуточно работает «горячая линия». Ежемесячно руководство госинспекции, областных и межрайонных инспекций проводит встречи с населением, в ходе которых изучаем мнение о работе наших госинспекторов.

— Вы представляете главенствующую в государстве охранную инстанцию в сфере животного и растительного мира. Какова роль и отношения подчиненности многих других организаций, занимающихся тем же, но действующих в иных государственных и общественных структурах: МВД, Минприроды, Минлесхоз, охотничьи общества?..

— Я считаю, что мы не должны выяснять, кто кому подчиняется, а совместно общее дело двигать. Президент своим указом возложил на госинспекцию координацию деятельности государственных органов и иных организаций по осуществлению государственного контроля за охраной и использованием диких животных, относящихся к объектам охоты и рыболовства.

Вот это госинспекция и старается делать.

— Главный вопрос, который интересует обращающихся в редакцию охотников: когда завершится затянувшаяся неопределенность в системе охотничьего хозяйства? Можно ли считать, что она завершена, что структура выстроена, а выработанные правила окончательны?

— Глава государства указом определил меры по повышению эффективности ведения охотничьего хозяйства. Сейчас Министерство лесного хозяйства активно работает в этом направлении. У госинспекции свои задачи. Что касается Правил охоты, то мы контролируем их выполнение физическими и юридическими лицами — и только. Думаю, что правила не окончательные. Совершенствованию нет предела. Пример тому — Правила дорожного движения.

— Позвольте несколько конкретных вопросов — от членов совета Жлобинского объединения охотников и рыболовов «Зорька». Поскольку они на собрании приняли решение обратиться в «СБ» и поскольку мы обещали им ответить. «Мы с нетерпением ждали новых Правил охоты... Они вышли — и что же? Ничего нового мы не увидели, зато увидели множество противоречий и неопределенностей. Забыл удостоверение на право охоты или паспорт на собаку — одно. Вышел на охоту, не имея никакого разрешения, — другое. Один — охотник, другой — браконьер, а ответственность одинаковая».

— Хочу отметить, что нынешние Правила охоты впервые объединили в один документ все ранее действовавшие разрозненные нормативные правовые акты в этом вопросе. А их было более 60. Из своего 25–летнего опыта работы инспектором знаю, что многие охотники эти документы (правила, положения, инструкции, регламенты и т.д.) раньше и не читали. Естественно, когда появился единый документ, да еще утвержденный указом Президента, к нему проявили большой интерес, причем с критической точки зрения. Каждый новые правила примеряет на себя. В такой ситуации противоречия и неопределенности неизбежны, но все это поправимо. Нашим госинспекторам дано указание в каждом конкретном случае быть объективными.

— Еще вопрос. «Как определить 300–метровую запретную для охоты зону вокруг населенных пунктов и откуда ее считать? От строения или от конца борозды в неогороженном огороде? Может ли охотник находиться в населенном пункте или 300–метровой зоне с незаряженным расчехленным ружьем в собранном виде? Правила гласят: может. Инспекция говорит: нет».

— 300–метровая запретная для охоты зона вокруг населенных пунктов определяется от границы населенного пункта, которая нанесена на планы землепользований. Планы находятся в сельских Советах. Пользователи охотничьих угодий вместе с сельскими Советами должны границы 300–метровой зоны обозначать на местности. В запретной для охоты зоне охотник не имеет права находиться с расчехленным ружьем в собранном виде, так как здесь охота запрещена. Обращаю внимание, что согласно п. 185 Правил охоты нахождение даже в охотничьих угодьях лиц с расчехленным охотничьим оружием в собранном виде или другими орудиями охоты или добытой продукцией охоты, а также с охотничьими собаками, спущенными с поводка, ловчими птицами, иными животными, используемыми для охоты, добыча диких животных, не включенных в приложение 1 правил, с использованием любых орудий и способов охоты приравнивается к охоте. Мой совет охотникам: нельзя в своих действиях постоянно балансировать на грани нарушения и рассчитывать на «авось меня не проверят».

— «Прежде охотой ведало Минприроды и, очевидно, не справилось. Сейчас в соответствии с декретом все нормативные правовые акты должен разрабатывать Минлесхоз, но почему правила поручили опять Минприроды?»

— Никто не поручал Минприроды одному разрабатывать правила. Для этого Советом Министров была создана специальная рабочая группа из числа представителей Минлесхоза, Минприроды, Минюста, прокуратуры, общественного объединения «Белорусское общество охотников и рыболовов» и других заинтересованных структур. Минприроды было поручено только объединить все предложения в единый документ. Кстати, проект правил был размещен на сайте Минприроды, и с мест от охотников поступило более 500 предложений, которые были учтены.

— А вот вопросы от охотника с 40–летним стажем из Бобруйского района Г.Шаповалова, чье многостраничное письмо озаглавлено «О бедном охотнике...»: «В п. 200 правил сказано, что при обнаружении в «самолове» дикого животного охотпользователь обязан в 10–дневный срок после составления акта передать животное в Академию наук... Как? Каким образом? По каким документам? В п. 206 погибшее охотничье животное считается собственностью пользователя угодий и может быть им использовано после оформления акта... А как же Академия наук?.. В п. 270 указано, что незаконно добытая продукция охоты... подлежит изъятию органами государственного охотничьего контроля... А как же охотпользователь?.. А где Академия наук? Чему верить?»

— В правилах все правильно написано. П. 200 касается всех видов диких животных, включая и «краснокнижников». П. 206 регламентирует действия только по охотничьим животным, а п. 270 определяет отношения между браконьером и органами государственного охотничьего контроля. После изъятия незаконно добытая продукция охоты возвращается собственнику — пользователю угодий.

— «В ст. 237 запрещается хранить совместно порох с капсюлями и патронами... А как быть с заряженными патронами заводского изготовления, в которых порох насыпан прямо на капсюль?» От себя замечу, что некоторые вопросы, возможно, кажутся малозначимыми, но за ними, думается, принципиальная проблема. Трудно требовать от человека строгого соблюдения правовых норм, когда сами нормы столь расплывчаты и противоречивы. Или нет?..

— Названное требование действует с 1976 года, когда Минлесхозом БССР были утверждены «Правила безопасности на охоте в Белорусской ССР» (смотрите пункт 3.4). Около 30 лет всех охотников это устраивало, а сейчас почему–то возникла проблема. Я в очередной раз убеждаюсь: прав Глава государства, что настоял на объединении всех требований по охоте в одни правила. Законопослушные охотники их прочтут, изучат и подскажут, где и что не так. В правила внесут изменения и по ним будем работать. А браконьер их не читал никогда и читать не будет. Вот шум поднять — так это в первых рядах!

Приведу несколько цифр: с 15 января 2006 г. охота запрещена, но госинспекция задержала 200 браконьеров, у которых изъято 114 ружей, большинство из них не зарегистрированные. А такие ухищрения, как петли, изымаем десятками за один только рейд.

— Каждый день белорусские телезрители видят на экране рекламу госинспекции, где указан номер «горячей линии»... Она реагирует только на тревожные сигналы или отвечает также на вопросы? Чтобы, к примеру, охотникам не приходилось обращаться в газеты?

— Все вопросы мы фиксируем, обобщаем и затем подаем в упомянутую рабочую группу. Осмыслив их сообща, очевидно, сформируем предложения о внесении в принятые нормы отдельных изменений. Повторю также, что ежемесячно руководители госинспекции проводят встречи с гражданами (обычно в помещениях районных инспекций Минприроды), где отвечают на все возникающие вопросы.

— Какова ваша оценка деятельности БООРа?

— С организацией не все в порядке, она больна. Общество существовало десятилетиями, когда–то вступить в него было сложнее, чем в КПСС. Над ним не было контроля, его функционеры сами правили бал. Изменились страна и общество, но БООР не изменился.

В апреле на внеочередном съезде общества состоялся серьезный, открытый разговор, приняты два кардинальных решения. Во–первых, руководству республиканской организации было высказано недоверие. Его председатель Игорь Сураков был освобожден от должности. Во–вторых, съезд единогласно принял решение обратиться к Главе государства с предложением о преобразовании БООРа в государственно–общественную организацию. Считаю, что это положит начало оздоровлению. Наконец–то были услышаны претензии рядового охотника!
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter