Отчего напряжен внутренний рынок алкоголя

В структуре потребления белорусский качественный алкоголь заменил дешевый контрафакт из стран-соседей, а то и суррогат, опасный для здоровья
В ПРОШЛОМ году, согласно официальной статистике, в Беларуси резко упало потребление алкоголя. Мы вернулись на уровень довольно благополучного 2005 года. Пик продаж пришелся на 2011-й —13 литров на душу населения. В 2015 году, по предварительным данным, всего 9 литров, что бы там ни говорили западные голоса. Этим цифрам можно было бы радоваться, отражай они реальное состояние общества, когда все большее число людей отказывается от спиртного и переходит к здоровому образу жизни. Увы, это далеко не так. В структуре потребления белорусский качественный алкоголь заменил дешевый контрафакт из стран-соседей, а то и суррогат, опасный для здоровья.



В результате отрасль в целом по стране сработала со снижением всех показателей. Продажи крепкого алкоголя — водки, ликеро-водочных изделий — сократились на 13, а плодово-ягодных вин на 40 процентов. Соответственно упали и объемы производства по всей номенклатуре. Только выпуск шампанского остался на прежнем уровне и лишь немного увеличился объем коньяка. Это повлекло за собой снижение экономической эффективности предприятий как государственного, так и частного сектора. Высокодоходная отрасль, естественно, стала низкорентабельной.

Какова в этом падении, давайте прикинем приблизительно, доля контрафакта, незаконно произведенного спиртного и различных суррогатов? Похоже, немалая. По данным МВД, за 2015 год объем выявленных правонарушений в сфере оборота алкогольной продукции увеличился в 4,5 раза. Выявлено около пяти тысяч правонарушений, из нелегального бизнеса изъято более 200 тысяч литров спиртосодержащих жидкостей, почти 460 тысяч литров ликеро-водочной продукции, всего на сумму около 50 миллиардов рублей. Да, цифры впечатляют… Стоит отметить, и это подчеркивает МВД, что 90 процентов контрафакта идет к нам из Российской Федерации.

Так, в прошлом году в результате совместных действий МВД Беларуси и Российской Федерации в Брянской области был закрыт спиртзавод, который производил нелегальную продукцию непосредственно для белорусского рынка. Шли промышленные поставки, причем в крупных объемах водки «Белая береза». Прикрыли, наказали, и все же думаю, что наиболее эффективный способ борьбы — экономический. Минимальная цена бутылки на полке — 55—65 тысяч рублей, а левая водка стоит 30—45 тысяч. Например, в Гомельской области магазин в одном большом селе продает в неделю пол-литра беленькой. Никогда не поверю… Неужели там все стали трезвенниками? Нет конечно. Это прямое следствие контрафакта. Есть данные, что некоторые точки по его распространению за выходные продают до 50 ящиков спиртного. Да, принято решение об ужесточении правил ввоза, но границы открыты и все возможно.

Давайте вспомним ситуацию, которая сложилась на белорусском рынке почти год назад, когда Президенту пришлось даже проводить совещание по вопросам развития алкогольной отрасли. Речь шла о том, что высокие акцизы и поток контрафактной продукции из стран-соседей по Таможенному союзу привели к резкому падению объемов продаж и, как следствие, производства на внутреннем рынке. Торговля не хотела брать продукцию, а склады производственных площадок были переполнены. Удалось ли преодолеть негативные тенденции? К сожалению, не везде.

Попасть на внешние рынки сейчас очень сложно — все страны защищаются от импорта, они заинтересованы в развитии собственного производителя. Вот факты жесткой акцизной политики. Если у нас в среднем акциз составляет около 5 евро за литр алкоголя, иногда чуть больше, то в Швеции он равен 56, в Эстонии — 18, Бельгии — 21, Латвии — 13, Литве — 12. Этот сбор, естественно, отражается на конечной цене продукции. В таких условиях конечно же тяжело работать. Поэтому внутренний рынок для любого из отечественных производителей становится особенно важным.

Безусловно, подвижки есть. После памятного совещания у Главы государства предпринят ряд дополнительных мер, направленных на стабилизацию работы отрасли. Однако сегодня основная проблема — переизбыток предложений. Производственные мощности в стране по водке превышают потребление в 2,7 раза, по винам плодовым — более чем в 2 раза, по коньяку — в 1,7 раза. И это создает напряжение на внутреннем рынке алкоголя.

По ассортименту белорусские предприятия — и государственные, и частные — удовлетворяют потребности населения на 100 процентов Водка в торговле почти вся отечественная. Коньяки, которые начали выпускать по программе импортозамещения, на 70 процентов белорусские. Начато производство ранее импортируемых напитков — рома, виски, текилы и так далее. Но полностью от импорта не уходим — потребитель должен иметь выбор и получать то, что хочет. А вот желает ли он контрафакт по бросовой цене, это вопрос.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter