От зерна до каравая

СПОСОБНА ли Беларусь прокормить себя? Однозначно — да. В стране на человека приходится 50 соток пашни. Для сравнения: в ЕС — 14 соток. По производству зерна на душу населения — тысяча тонн — Беларусь превзошла наиболее развитые аграрные страны Европы. С точки зрения потребителя, хлеб в зерновой державе не должен стоить дорого. Почему же тогда при ежегодном росте урожайности зерновых он постоянно дорожает и какова реальная стоимость буханки?

Хотя и говорят, что не хлебом единым жив человек, именно по его доступности судят о благополучии

СПОСОБНА ли Беларусь прокормить себя? Однозначно — да. В стране на человека приходится 50 соток пашни. Для сравнения: в ЕС — 14 соток. По производству зерна на душу населения — тысяча тонн — Беларусь превзошла наиболее развитые аграрные страны Европы. С точки зрения потребителя, хлеб в зерновой державе не должен стоить дорого. Почему же тогда при ежегодном росте урожайности зерновых он постоянно дорожает и какова реальная стоимость буханки?

Как живем, так и жуем

57 процентов республиканского каравая производят предприятия Департамента по хлебопродуктам Минсельхозпрода, КУП «Минскхлебпром» — 20 процентов, система Белкоопсоюза — около 18 процентов. На долю прочих производителей разных форм собственности приходится примерно 5 процентов. Только предприятиями Департамента по хлебопродуктам вырабатывается 177 наименований хлеба, булочных изделий — 485, сухарных — 80, бараночных — 75, кондитерских — 842 наименования. При этом ассортимент ежегодно обновляется. Новые виды создаются по белорусским народным традициям производства хлеба. Прежде всего, это ржаные сорта с использованием солода, тмина, патоки, картофельной крупки. В ряду наиболее популярных сортов — «Нарочанский», «Двинский», «Траецкі», «Борисовский», «Юбілярны».

 Всего в Беларуси, по данным Белстата, в 2012 году произведено 569,3 тысячи тонн (98,5 процента к уровню 2011-го) хлебобулочных изделий, в том числе предприятиями Департамента — почти 320 тысяч тонн. В структуре ассортимента ведущее место занимает хлеб — 68 процентов, в основном ржаные и ржано-пшеничные сорта. 43,5 процента в объеме его производства отводится заварным сортам. Хлебопеки подчеркивают, что такого заварного хлеба, как в нашей стране, за рубежом нет. Он вырабатывается с использованием специальных заквасок по сложной многостадийной технологии. Характерно, что в последние годы популярность обычного пшеничного и ржаного хлеба падает, в то время как потребление хлеба с обогащенной рецептурой, диетического и диабетического возрастает. Если в 2000 году удельный вес диетических хлебобулочных изделий составлял менее 1 процента, то уже в прошлом — почти 40 процентов в общем объеме хлебобулочных товаров.

Показательно, что в целом потребление хлеба белорусами падает: со 116 килограммов в 2001 году до 65 — 80 в 2012-м. Это 165 граммов в сутки при медицинской норме 200—250 граммов. Врачи не видят в этом ничего страшного, а социологи и диетологи даже разглядели позитив. Верный признак того, что благосостояние населения улучшается, хлеб заменяется другими продуктами: мясом, рыбой, овощами, фруктами. Кстати, меньше хлеба стали есть и во всех европейских странах. Например, сегодня житель Германии в год съедает всего 75 килограммов хлеба, Австрии — 78, Англии — и вовсе 38, России — 95 килограммов. Объясняется это также в первую очередь изменением структуры питания.

Но вопрос, сколько стоит хлеб для потребителя и какова его реальная цена?

200 граммов для бабушки

В советские времена хлебозаводы относились к стратегическим объектам и были гарантом хлебной и ценовой стабильности. И сегодня государство жестко регулирует работу хлебопекарной отрасли, поскольку их продукция — социально значимая. Облисполкомы устанавливают предельные нормативы рентабельности при формировании отпускных цен на хлеб, хлебобулочные изделия, муку, диетическое питание. Но, регулируя ценообразование, государство устанавливает предельные отпускные цены только на некоторые виды хлеба — социально значимые. Розничная цена, например, «Водара» — 8,5 тысячи рублей за килограмм. Нетрудно подсчитать, что, съедая в день даже 200 граммов, человек потратит 1,7 тысячи рублей, или 51 тысячу рублей в месяц. Много это или мало? Если принять среднюю зарплату в 4 миллиона, то хлеб в расходах занимает чуть более процента. Для пенсионеров при средней пенсии в 2 миллиона — 2,5 процента. Как видим, «народные» буханки — это не самая большая статья расходов наших граждан. К примеру, литр простой бутилированной воды стоит более 2,5 тысячи рублей. А ведь хлеб, прежде чем появится на нашем столе, проходит длинный и трудный путь от поля до прилавка. И на каждом этапе есть свои затраты.

С чего начинается хлеб?

В длинной цепочке производства хлеба основные расходы несет переработка. Минский КХП — крупнейшее в республике предприятие, ежегодно перерабатывающее около 200 тысяч тонн пшеницы, ржи и ячменя. Сырьевая зона — свыше пяти сотен хозяйств практически во всех регионах республики, с которыми комбинат заключает договоры. Его мощности позволяют хранить только 60 тысяч тонн из 200 тысяч. Тарифы сельхозпредприятий за хранение зерна — 15—17 тысяч рублей за тонну ежемесячно при сроке хранения от одного до 8 месяцев. Приемка и отгрузка — от 6 до 20 тысяч рублей за тонну, доставка тонны зерна — около 80 тысяч рублей. Комбинат заключает договоры с транспортными предприятиями по доставке зерна в Минск, а если хозяйство везет зерно своим транспортом, возмещает ему затраты. Если же зерно доставляется железнодорожным транспортом, то стоимость увеличивается от 25 до 40 процентов. Причем железнодорожные тарифы постоянно растут. Например, в 2012 году доставка тонны сырья стоила 15—17 тысяч рублей, нынче она выросла до 53 тысяч рублей.

— Эти затраты ложатся дополнительным «грузом» к закупочной цене на зерно, — поясняет заместитель директора Минского КХП по экономике и финансам Тамара Тарналицкая. — Цена тонны пшеницы в прошлом году выросла на 65 процентов и составила 1,189 тысячи рублей, ржи — на 59 процентов — 675 тысяч.

Из одной тонны зерна получается чуть больше 700 килограммов муки. В ее себестоимости 60—62 процента занимает стоимость сырья, 40 — затраты непосредственно на помол. Сюда входят: стоимость топливно-энергетических ресурсов и зарплата — 8 процентов, 15 — банковские проценты за пользование кредитами, остальное — ремонт и обслуживание оборудования, запчасти и прочие производственные и хозяйственные расходы. В среднем (из-за разных сроков хранения и плавающих тарифов) себестоимость килограмма пшеничной муки высшего сорта на Минском КХП составляет 3900—4000 рублей при рентабельности не выше 4 процентов. В магазин килограмм фасованной муки отпускают по 4,35 тысячи рублей с НДС. Для хлебопечения — 3,7 тысячи. В 2012 году Минский комбинат хлебопродуктов с трудом вышел на рентабельную работу, получив чистой прибыли всего 3 миллиарда рублей.

Не купаются в роскоши и хлебопеки, несмотря на то, что в 2012 году цена на хлеб выросла.

— В прошлом году цены на социальные сорта хлеба повышены на 65 процентов. Что, конечно, позволило поддержать финансовое положение хлебозаводов, — говорит начальник отдела хлебопекарной и макаронной промышленности Департамента по хлебопродуктам Минсельхозпрода Марина Кашко. — Но этого недостаточно для компенсации роста себестоимости из-за увеличения тарифов на газ, топливо, процентных ставок по кредитам и т. д. Производство хлебов по предельным ценам продолжает оставаться убыточным. Речь идет о хлебе ржаном и ржано-пшеничном без дополнительного сырья или с дополнительным сырьем отечественного производства, о батонах и хлебцах из пшеничной муки с содержанием сахара и жиров в сумме не выше 14 процентов развесом не менее 300 граммов. К слову, во времена Советского Союза нормативная рентабельность хлебозаводов составляла примерно 30 процентов, и эти деньги отправляли на развитие. Сегодня такой возможности у нас практически нет.

Другими словами, в прошлом году рост цен на зерно был равен росту цены на хлеб. Затраты на увеличение тарифов на электроэнергию, газ, кредиты, обслуживание оборудования легли на переработку.

Говорит заместитель гендиректора по экономике КУП «Минскхлебпром» Галина ГУРСКАЯ:

— Наше предприятие ежедневно поставляет в торговую сеть 300 тонн хлебобулочных изделий более 250 наименований, из них 190 тонн хлеба. Значительный удельный вес в структуре себестоимости продукции занимают затраты на сырье и материалы. Чтобы испечь хлеб, нужны мука, вода, дрожжи, соль, сахар. В себестоимости хлеба 65 процентов составляют материальные затраты, из них 56 процентов — это стоимость сырья, 9 процентов — затраты на упаковку, электроэнергию и топливо. Остальные 35 распределяются: на зарплату хлебопеков — 6 процентов, коммерческие расходы (транспорт, реклама, логистика) — 14, общепроизводственные и общехозяйственные расходы занимают 15 процентов. Сюда входят расходы на ремонт и обслуживание оборудования, зданий, проценты по кредитам и др. При росте цен на сырье и энергоресурсы цена хлеба не может стоять на месте.

Убытки от выпуска социально значимой продукции пытаемся компенсировать за счет более дорогих видов. Но все равно общая рентабельность выходит не 10—15 процентов, как рекомендуется, а лишь 3—5. Это позволяет с трудом поддерживать производство. Уровень рентабельности должен обеспечивать получение прибыли, достаточной для расширенного воспроизводства и пополнения собственных оборотных средств. Необходимо придерживаться золотого правила экономики: превышение темпа роста прибыли над темпами роста выручки от реализации, которые, в свою очередь, должны быть выше темпов роста активов предприятия. Пока для нас это остается только в мечтах.

Конкуренция по всем фронтам

Конечно, потребитель не против сдерживания цен на хлеб. Но у хлебопеков другие настроения. Получается, одной рукой мы держим социальные цены на хлеб, а другой — не даем развиваться перерабатывающей и хлебопекарной отраслям. Так как же быть, чтобы и потребители были сыты, и производители целы? Справедливые и доступные цены на хлеб может обеспечить только развитие конкуренции на всех стадиях его производства и в каждом регионе. Хлебопекарная отрасль ежедневно зависит от колебаний спроса и предложения на этом рынке. Жесткая конкуренция способна сдерживать рост цен эффективнее всех постановлений и распоряжений. Но главный итог конкурентной борьбы — не цены, а качество хлеба.

Дело власти — поддерживать беднейшие слои населения и местных производителей. Остальное сделает здоровая конкуренция. Ведь потребление хлеба снижается. Сегодня производители уже не диктуют ассортимент, а подстраиваются под спрос, стараясь угадать предпочтения потребителей.

Ирина ГЕРМАНОВИЧ, «БН»

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter