От земли до бутылки…

Рост акцизов открыл «тяжелому» спиртному зеленый коридор

Изменение акцизов открывает перед «тяжелым» спиртным зеленый коридор на потребительском рынке

Как говорится, за что боролись… Спиртное дорожает, но белорусских любителей выпить ценой не сломить — реализация алкоголя продолжает увеличиваться. Причем «желтую майку лидера» по динамике роста продаж снова натянула на себя ликероводочная продукция — целых 33,6 % прибавила за 11 месяцев этого года. Пиво и виноградное вино скромно плетутся позади. Производители пенного напитка грустно взирают на падение реализации своего продукта в последние месяцы и прогнозируют в следующем году даже падение производства. Оказавшись на наковальне падения потребительских расходов и смещения акцента на более дешевые продукты, пивную отрасль «припечатали» сразу двумя молотами: ростом акцизов и подорожанием сырья, причем отечественного солода, стоимость которого неожиданно взвилась вверх пропорционально девальвации рубля.

Вообще-то, «водочный градус» всегда был более доступным по цене. Соперничать в дешевизне с ним мог только «спирт» в плодово-ягодных винах. Правда, по динамике роста продаж пиво и натуральное вино в середине 2000-х обгоняли «тяжелых коллег». Но эти напитки «зарабатывали очки» у потребителя не благодаря дешевизне, они завоевывали покупателей имиджем солидности. В тот период народ богател, среднему белорусу в душе уже хотелось почувствовать себя средним классом европейского толка, и для многих стало несолидно «глотать рюмку», закусывая огурцом. Да и о здоровье белорусский средний класс стал задумываться.

«Понты — не последнее дело», — утверждал один из отечественных продавцов автомобилей премиум-класса, характеризуя предпочтения своих потребителей. По такому принципу в прошлом десятилетии развивались многие рынки, рассчитанные на среднего потребителя. Правда, на некоторые товары мода не успела установиться, «заматереть», превратиться в привычку. Поэтому первые веяния кризиса в республике перемешали тенденции отечественного алкогольного рынка. Имидж отошел на задний план у массового потребителя, который, экономя, постепенно переходит к выбору алкоголя по принципу «кайф за меньшую цену». В этой интерпретации на передний план выходит цена спирта в том или ином напитке. И водка тут впереди планеты всей.

По данным Национального статистического комитета, в ноябре литр водки в среднем стоил чуть более 42 тысяч рублей, виноградного столового вина — 35 тыс., 30,4 тыс. — крепленого и 32 тыс. — игристого, пива — 7,7 тыс. В абсолютных цифрах весь алкоголь смотрится достаточно ровно, а пенный напиток даже выигрывает в цене. Но если спуститься к стоимости градуса, айсберг перевернется. Грамм чистого спирта в водке стоил в ноябре около 105 рублей, в столовом виноградном и игристом вине — 300—350 рублей, в пиве — почти 200 рублей. Изменение акцизов в этом году больно ударило по плодово-ягодному вину, что, собственно говоря, неплохо, учитывая социальную проблемность этого напитка. А вот следующим «крупным пострадавшим» стало пиво.

Само по себе сентябрьское повышение акциза в три раза на литр пива — вещь неприятная, но не такая уж смертельная. По расчетам Министерства финансов, увеличение налога должно было увеличить розничную цену пива приблизительно на 15—20 %. Мелочь на фоне инфляции, перевалившей за 100 %. Но в том-то и проблема, что «большой» акциз пришел вместе с подорожанием сырья. Особенно удивились пивовары, узнав стоимость солода нового урожая. «Он подорожал почти в три раза, — недоумевает генеральный директор ОАО «Лидское пиво» Аудриус Микшис. — Белорусский продукт, произведенный из отечественного сырья!»

В сырьевом отношении «водочники» оказались в более привилегированном положении: закупочные цены на зерно подросли, но намного скромнее по сравнению с солодом. Кроме того, основные производители сорокаградусной и все спиртзаводы — государственные предприятия, которые периодически пользуются средствами из инновационных фондов и получают другие виды финансирования, стоимость которых ниже, чем банковские кредиты на общих основаниях. Основа же пивной отрасли — частные компании, которым государство, естественно, не помогает. Поэтому и инвестиции в основной капитал сказываются по-разному на себестоимости продукции.

Руководители белорусских пивоваренных компаний утверждают: чтобы не потерять рынок, им приходится сдерживать рост цен за счет «убийства» собственной рентабельности, а также «проедать» инвестиционные средства, которые зарезервировали для модернизации производства в следующем году. Планируют пересматривать финансовые планы и иностранные инвесторы. Как отметил Аудриус Микшис, финский концерн «Olvi» — владелец основного пакета акций ОАО «Лидское пиво» — пока не потерял интереса к своему белорусскому активу, но учитывая смутные перспективы отрасли, не исключено, что долговременный план модернизации будет значительно корректироваться.

Пока же пивная отрасль вздыхает с пессимизмом. И статистика его только укрепляет. Самую приличную динамику продаж в этом году показали коньяк и ликероводочные изделия — они по сравнению с декабрем прошлого года подорожали меньше всего. Пиво же по росту цены обгоняет все другие «аналоги». Поэтому и продажи увеличились только на 11,5 % за 11 месяцев. Пока большинству отечественных производителей удается увеличивать объемы производства, занимая ниши импортных напитков, «котировки» которых у потребителей упали после девальвации. Но летом был еще дешевый солод. А с новой стоимостью сырья (плюс акцизы, которые грозят ростом и в следующем году) белорусские производители пенного напитка могут вплотную приблизиться по цене к иностранным торговым маркам. Но у крупных импортных холдингов намного больше возможностей по маркетинговому продвижению своих продуктов по сравнению с белорусскими финансово обескровленными предприятиями.

Исполнительный директор Гильдии пивоваров Владислав Скребцов делает неутешительное резюме: если не восстановить диспропорцию, сложившуюся на отечественном алкогольном рынке в ближайшее время, то пивная отрасль может впасть в жестокую стагнацию, а акцент продаж на «тяжелых» напитках вряд ли будет способствовать борьбе с алкоголизмом. Народ без пива, конечно, не останется, но самые выгодные ниши займут импортные бренды. А ведь за пивоваренными компаниями тянется целый шлейф производителей: солода, десятки хозяйств, выращивающие ячмень… Чтобы создать эту цепочку «от земли до бутылки», понадобилось немало сил, времени и средств. В том числе и бюджетных для развития сельскохозяйственной составляющей.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter