От зарплаты до зарплаты

Корреспондент «СБ» заглянула в кошелек жителей Чаусского района
Корреспондент «СБ» заглянул в кошелек жителей Чаусского района

В среднем зарплата составляет здесь 164 тысячи 100 рублей. Работницы магазина в деревне Горбовичи, к примеру, считаются людьми зажиточными: трудясь почти без выходных, получают по 250 тысяч в месяц. Повара и кассиры расположенных по соседству с магазином столовой и буфета о таких деньгах могут только мечтать: у них едва набегает по 100 тысяч. Столько же платят конторским работникам СПК «Колхоз «Реста». Если сложить все эти зарплаты и поделить на 3, чтобы узнать, сколько люди из этой деревни имеют в среднем, получится даже не 164, а только 150 тысяч.

Я решила представить, что живу не в Могилеве, а в Горбовичах и имею те же доходы, что и здешние сельчане. Допустим, я живу в однокомнатной квартире, за которую надо заплатить 50 тысяч в месяц, еще как минимум «червонец» уйдет на свет, телефон и газ. Что останется? Да почти ничего! В течение всего месяца я смогу тратить не более 3 тысяч в день.

В Горбовичах я зашла с этой суммой в сельский магазин, где поразилась богатству ассортимента: селедочка «Матиас» за 2.820 рублей, икра деликатесная N 1 за 3.300, коробки зефира в шоколаде за 8.470 и даже шампанское ценою 5.640 (кстати, в Могилеве оно стоит на 430 рублей дороже). Я уже достала кошелек, но вспомнила о своем лимите и очень расстроилась. Денег мне хватило лишь на хлеб, батон, крабовые палочки за 460 рублей и... мороженое. Кстати, мороженое в сельском магазине оказалось вкусным и совсем дешевым — от 320 до 380 рублей.

Из покупателей — лишь двое мужчин, которые пришли за дешевым вином. Дорогие спиртные напитки здесь, конечно, спросом не пользуются, разве что могилевские дачники иногда покупают...

Выйдя из магазина, отправляюсь в столовую. Отобедать там, конечно, не решаюсь, хотя очень вкусный и сытный обед стоит всего 2 тысячи. В моем нынешнем положении и эта сумма кажется баснословной. Сельские жители на обед в столовую тоже не заглядывают; борщи и отбивные возят в основном в поле механизаторам, за которых рассчитывается колхоз.

На прилавках буфета все то же, что и в магазине. Сахар — 1.310. Пшено — 770, макароны — 1.120.

— Как же вы сами живете? — поинтересовалась у буфетчицы, уже зная, что она должна крутиться даже не на 150 тысяч, как я, а всего на 100. — Может, огород выручает?

— Огород — это хорошо, — согласилась женщина. — Но, чтобы вырастить урожай, сначала нужно копейку вложить. За то, что вспашут, заплати, за удобрения — тоже, и семена купить надо. К тому же тем, кто весь день на работе, на огород мало времени остается.

В единственной на всю деревню палатке коммерсанта торговали «Кириешками» за 500 рублей, чаем от 800 до 1.500, а самая дорогая банка кофе стоила 4.800. На «Роллтон» за 700 рублей я даже не взглянула, на конфеты–шоколадки тоже. Отойдя от палатки, просто села на крыльцо магазина и глубоко задумалась: а ведь все это нужно покупать — и крупу, и макароны, и чай, и кофе; а семьям, в которых растут дети, еще и шоколад, фрукты. И где же мне теперь брать деньги на моющие средства, косметику, одежду, обувь? А лекарства, если заболею? Поняла, что до следующей зарплаты никак не дотяну.

Подошли местные женщины и растолковали, что здешние семьи в основном тоже не живут на одну «колхозную» зарплату. У кого–то мужья работают в райцентре или в Могилеве, кому–то родители подкидывают, кто–то сам крутится, как может. Тем же, кому помощи ждать неоткуда, приходится, конечно, очень трудно, особенно семьям с детьми.

Я усомнилась: возможно, выбрала для эксперимента не ту деревню и где–то в другом месте у людей с деньгами легче? Но в Горбовичах, по словам участкового, живет около 700 человек, и это самое большое село в районе. Здесь развита инфраструктура, построен агрогородок, улицы по вечерам ярко освещены фонарями, а люди живут в красивых домах. Как-то это все не вяжется со статистическими данными доходов сельчан.

Кстати, не в самом обеспеченном Глусском районе, к примеру, инженеры по технике безопасности в хозяйствах получают около 200 тысяч рублей, это вдвое больше, чем в Чаусском. (Зарплату поваров и раздатчиц сравнить не удалось, потому что в Глусском районе работы эти сезонные, людей нанимают лишь на время посевной и уборочной.)

В Кировском районе средняя зарплата сельских жителей в марте составила 224 тысячи рублей, во многих хозяйствах она намного выше и в апреле должна вырасти еще.

— Почему так? — спросила я у заместителя председателя Чаусского райисполкома Ларисы Шундаловой.

— Начислить зарплату не проблема, — считает Лариса Александровна. — Но надо ее вовремя выплатить, а для этого нужны нормальные показатели, нормальные объемы производства. Сравните, сколько сельхозпродукции производится у нас и сколько в соседнем Славгородском районе, и все станет ясно. Будет продукция — будем и мы платить.

Оказывается, из года в год в Чаусском районе были низкие показатели в сельском хозяйстве, не удавалось заготовить нужного количества кормов, получить от коров приличные надои молока, увеличить поголовье скота. И сейчас приходится выбирать между необоснованным ростом зарплаты и ремонтом техники, покупкой удобрений. Показатели начинают выравниваться, но, чтобы добиться стабильности, сельским жителям придется еще потерпеть с полгода. Кстати, в том, что район не мог похвастаться трудовыми достижениями, виноваты и сами работники сельхозпредприятий, и «добитая» техника, и неумелое руководство. Но Лариса Шундалова заверила, что положение нормализуется и в конце года людям смогут заплатить то, что они недополучают сегодня, в виде премий и 13–й зарплаты. И уже в ближайшее время за нелегкий труд на селе начнут дополнительно рассчитываться натуральной оплатой: кормами, зерном, продуктами питания. Что ж, хорошо, если все так и будет, ведь сельские жители этого района ждут перемен к лучшему.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter