От заката до рассвета

В Летнем амфитеатре «горят» звезды и зажигаются новые
В Летнем амфитеатре «горят» звезды и зажигаются новые

Если бы меня спросили, кто главная звезда на нынешнем «Славянском базаре в Витебске», я бы ответила: Николай Басков. Вот уж за кем фанатично охотятся женщины — и зрелые, и юные витебчанки, — ну просто шага не дают ступить... После очень удачного «сольника» счастливый Басков рассказал читателям «СБ», насколько трепетно он относится к нашей стране, белорусской публике:

— Здесь, на фестивале, мне вручили самую ценную награду — орден Франциска Скорины. Насколько я осведомлен, Скорина был великим просветителем, стоял у истоков белорусской истории. И вот теперь подумываю, а не запеть ли мне на белорусском языке?.. Я обожаю ваш фестиваль! Даже с родителями приехал в этом году в Витебск — хотелось показать им это великолепное безумие (в хорошем смысле). По маминой линии, кстати, мои предки были родом из Беларуси, и я всегда чувствовал: в душе я — белорус. Хотелось бы, чтобы мои песни звучали на ваших радиостанциях как можно чаще...

Мы на лодочке катались

На следующий день город жил предчувствием вокального спектакля — 15 финалистов конкурса «Витебск–2006» пели каждый о своем, а жюри во главе с Анатолием Ярмоленко расставляло конкурсантам оценки. Эстрадный «матч» был назначен на вечер, и днем члены жюри и «народные артисты» душевно и физически настраивали себя на состязание в уютном местечке — на базе отдыха «Крупенино». Обновленный состав группы «Премьер–Министр» выбрал для прогулок по озеру катамаран. А знаменитая Тамара Гвердцители предпочла лодку. Оказавшись с ней практически в одной ладье, я позволила себе пару вопросов.

— Как вы считаете, был ли необходим полуфинал конкурса «Витебск–2006», где из 23 участников вы выбрали 15 финалистов? Легче, на мой взгляд, сразу объявлять жесткий регламент, принимать заявки только от 15 участников, самых достойных.

— Согласна: полуфинал, как хирургическое вмешательство, заставил нас резать по живому, — поверьте, «отсечь» 8 участников было непросто.

— А как вы это делали?

— Для меня в артисте самое главное — красивый голос. Если голос есть, все остальное можно выстроить.

— У Филиппа Жмахера, обладателя Гран–при одного из «Славянских базаров», редкой красоты голос, а звездную карьеру до сих пор так и не выстроил...

— Певцам, которые родились в Югославии, очень не повезло. В этой стране живут люди с поломанной, перекореженной судьбой, там нет стабильности. И это главная причина, почему Филипп Жмахер не стал звездой — там очень сложная ситуация для жизни.

— А сколько таких «народных артистов» у нас, в России и Беларуси, выигрывают в конкурсах, телепроектах, мелькнут день–два — не успеваешь запомнить, приглядеться повнимательнее, как тут же их сменяет новый состав молоденьких исполнителей.

— Возможно, это и к лучшему, что не успеваешь. А то привыкли бы и мучались потом за бесцельно прожитые годы (смеется)... А если серьезно, я тоже не согласна с этим новомодным методом создания звезд. К счастью, я не продюсер и не слежу за подобными проектами. А Витебск и ваш фестиваль просто обожаю и в июле всегда стараюсь сюда приехать, оставив все свои дела. Для меня это уже, пожалуй, больше, чем традиция... Здесь сохранился очень хороший дух, настоящая фестивальная атмосфера. Пускай некоторые жалуются, мол, мороженое стало не то, недостаточно кондиционеров — все равно ведь приезжают сюда из года в год, чтобы выйти на музыкальную сцену Летнего амфитеатра, которая за свою 15–летнюю историю видела всех артистов, почти все здесь перебывали...

— Я знаю, что сейчас вы играете в московском театре Советской Армии: Зельдин — Дон Кихот, Гвердцители — Дульсинея. Устали от эстрады и в театр подались?

— Нет, я, конечно, прежде всего певица, театральная сцена сама решила, что я ей нужна, скажем так. Хотя во время первых репетиций я вообще не понимала, что происходит, было крайне сложно вникнуть в процесс. Спасибо Владимиру Михайловичу Зельдину, он с большой любовью и теплотой отнесся к моему дебюту, и сейчас, когда спектакль осуществился, я с большим удовольствием раз в месяц выхожу на подмостки... Мне выдалась роль вульгарной простолюдинки, в жизни я никогда не смогла бы произнести то, что произносит Дульсинея. А порой надо бы — мы живем в слишком жестоком мире. Увы, воспитание мне многого не позволяет делать.

— А еще говорят, что для женщины ум — не главное...

— Образованная женщина менее уязвима. Хотя... Какая бы она ни была, любая женщина ранима. Но оболочка образованности помогает хотя бы держать спину прямой.

— У вас намечается сольный концерт в Кремле?

— Да, сейчас я записываю новый диск и готовлюсь к концерту. Это будет моя исповедь, диалог с публикой — все выстроено на наших с ней отношениях...

Небо. Самолет. Девушка

Зрители канала «Россия» сегодня в 22.10 сами смогут оценить уровень конкурсантов «Славянского базара–2006». Здесь, в Витебске, мы уже определили фаворитов и победителей после второго тура финала, который завершился вчера вечером. Потенциального обладателя Гран–при легко вычислили математическим сложением: открытым голосованием международное жюри выставляло оценки конкурсантам два вечера подряд. Естественно, выиграл исполнитель, набравший наибольшее количество баллов. Его имя открывать сейчас не буду: давайте пощадим телезрителей, которым любопытно пережить конкурсную драму с чистыми эмоциями. Но финал был ярким, подчас неровным, спорным и в чем–то даже мистическим. Вот лишь некоторые детали — по телевизору их точно не показать.

Российские конкурсанты — Алексей Гоман и Оксана Богословская — в первый конкурсный день выступали сказочно. Во–первых, на жеребьевке они умудрились вытянуть соседние номера: Оксана — 14–й и Гоман — 15–й номер на 15–м фестивале. Как вам такое совпадение? Богословская пела хит всех времен и народов «Нежность». Только она завела трогательное: «Опустела без тебя земля», низко над амфитеатром — медленно, как в рапиде, — пролетел симпатичный «кукурузник». С Экзюпери на борту, надо думать. Если кто помнит, в пахмутовской песне «Нежность» самолет имеет большое значение... Гоман пел песню Кима Брейтбурга «Светлое облако», и фанаты «народного артиста» отправили в небо над амфитеатром увесистую гроздь белых шариков. Случайные то были спецэффекты, нет ли, но россияне обратили на себя внимание международного жюри...

Нет уж, лучше вы к нам...

Кстати, в этом году оценки судей были весьма неровными. Профессиональные музыканты, скажем, из Швеции, Турции и Сербии явно благоволили к конкурсантам с модными в Европе «шоу–примочками». Скажем, вышла артистка в трусиках со скрипкой наперевес — молодец, 10 баллов, эффектный эпатаж придумала. Члены жюри из славянских стран оценивали вокальные способности участников по старинке, что больше всего мешало объективности конкурса. Например, украинский член жюри ставил наивысший балл украинцу, серб — сербу и так далее. Хотя несолидно это как–то — тянуть наверх вокалистов по принципу землячества. Со мной согласился и председатель жюри конкурса на «Славянском базаре–2006» Анатолий Ярмоленко. Предельно объективный член жюри, кстати.

— Анатолий Иванович, что ж это такое — почему, как другие арбитры, вы не поставили наивысший балл конкурсантам из Беларуси?

— Когда в полуфинале «срезался» наш Руслан Мусвидас, мне многие выговаривали: мол, надо было подтянуть. Кого тянуть? Куда тянуть? У нас большая страна, много талантливых исполнителей. И в этом году, я считаю, конкурсанты из Беларуси могли бы быть лучше, более подготовленными, что ли. Ну не получилось у Руслана достойно выступить, пусть это станет стимулом для парня, толчком, пусть он нам докажет, что еще на многое способен. Ведь конкурс — это всего лишь маленький штрих в биографии артиста.

— А вам не кажется участие Алексея Гомана в конкурсе несколько утрированным?

— И я считаю его выступление нецелесообразным. Он — состоявшийся артист, обычно профессионалы отказываются от участия в вокальных соревнованиях. Но, с другой стороны, возможно, парень захотел проверить себя, свои силы. И это достойно уважения.

— Вы заметно расходились в оценках с судьями из Турции, Швеции, Болгарии. Почему?

— Я сразу предложил им открытую форму голосования: вот я — вот моя оценка, чтобы не было вокруг нашего конкурса разговоров, что в Беларуси только белорусы выигрывают. Каждый арбитр отвечал за свою оценку... Действительно, мы часто не совпадали во мнении. Те же турки и шведы понятия не имеют о славянской мелодике, но очень хотят понять ее. Вот и хорошо, пусть стараются... Я бы очень хотел, чтобы к нам на витебский конкурс приезжали исполнители из Европы и пробовали петь у нас по–славянски. Мы же, когда участвуем в европейских песенных конкурсах, стараемся подстроиться под их ай–рэн–би, техно и прочие стили? А нам необходимо сохранять и чтить свои славянские традиции — вот в чем вся прелесть нашего конкурса, и я думаю, это правильно.

Фото БЕЛТА.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter