Обычно первую профессиональную характеристику молодым специалистам выдает учебное заведение, которое не скупится на радужные эпитеты. Между тем технологическая и экономическая подготовка специалистов часто не дотягивает до уровня современной экономики.
В последние годы многое изменилось в АПК. В сфере материального производства идет непрерывный процесс реформирования и реструктуризации. Однако на высшей школе эти перемены практически не отражаются. Здесь в новых обложках используются устаревшие планы, программы, учебные пособия, которые не отвечают реалиям дня. Почти 80 процентов учебного времени посвящено периоду «расцвета» нового строительства в прошлом веке. Однако сегодня объем нового строительства, скажем, в системе мелиорации не более 15 — 20 процентов, все остальное — реконструкция и эксплуатация... Вывод? Преподавание должно перейти от «инкубаторно–деляночной» к масштабно–промышленной технологии.
Сложившуюся вузовскую систему образования нельзя считать ни лояльной, ни рациональной. Значительная часть студентов (до 30 процентов) по разным причинам, в том числе и из–за академической неуспеваемости, не доходит до диплома. Для большинства таких недоучек и их родителей это морально–психологический стресс, поскольку ребята уходят ни с чем и в никуда, то есть без диплома, без квалификации; для государства — это бесполезные затраты и проблема трудоустройства.
Одна из причин затянувшихся преобразований в высшей школе — шараханья: от сбалансированных по объему нагрузки и часам лекционных, лабораторных и практических занятий перешли на усиленный «лабораторный режим». Сделан резкий крен в сторону аудиторных практических занятий за счет других видов обучения. Это тупиковый путь.
Обучение студентов иногда ведется по принципу: преподаю то, что сам знаю, а не то, что нужно будущему специалисту. Иные преподаватели не совсем четко представляют практическую ценность своей дисциплины: зачем, собственно, она нужна тому или иному специалисту. При этом некоторые новые курсы не отвечают новым экономическим условиям, в программах появляются невостребованные, неактуальные разделы. Самый проблемный вопрос: как определить целесообразность каждой дисциплины — на подготовку какого специалиста она рассчитана, пригодятся ли ему эти знания?
Чтобы учебная дисциплина вошла в образовательный стандарт, она должна пройти тестовую проверку. Но на сей момент таких тестовых или квалификационных программ нет. Учебные планы и образовательные стандарты формируются в основном «по опыту», волевым или интуитивным путем.
Что касается двухуровневой системы подготовки кадров, то она еще в советское время хорошо себя зарекомендовала. В одном из московских технических вузов, к примеру, квалификационная комиссия на третьем курсе делила поток на три уровня. Наиболее подготовленные ребята шли на 4–й курс. Тех, кто успевал средне, переводили на среднетехническое отделение, они получали диплом техника. А слабым студентам предлагалось доучиваться по рабочей профессии в ПТУ, которое курировал вуз. Почему бы не использовать этот опыт сегодня?
По каждому отраслевому направлению следует определить головные вузы, учредить постоянно действующие советы по кадровому обеспечению конкретной отрасли. В них должны быть представители реального сектора экономики, социальной службы, науки и образования. В частности, в образовательной системе АПК головное образовательное учреждение следует создать не на «асфальте», а на «реальной почве». Им могло бы стать старейшее аграрное высшее образовательное учреждение — Белорусская государственная сельскохозяйственная академия, в которой созданы уникальная материально–производственная и учебная база, педагогическая школа.
Виктор ЛАРЬКОВ, профессор, доктор технических наук БГСХА.
От зачетки до диплома
Обычно первую профессиональную характеристику молодым специалистам выдает учебное заведение, которое не скупится на радужные эпитеты. Между тем технологическая и экономическая подготовка специалистов часто не дотягивает до уровня современной экономики.