От юнната до специалиста

Здание Центра экологического воспитания при учреждении образования “Могилевский центр внешкольной работы” так затерялось среди подворий индивидуальной застройки почти в середине Могилева, что найти его оказалось нелегко. Как и частные дома, оно утопает в зелени, находясь в окружении то ли парка, то ли дендрария, площадь которого напоминало территорию, любовно и бережно ухоженную умелым садовником.

— А ведь это все сделано руками ребят, — видя мое удивление, пояснила директор центра Людмила Шепелевич. — Занятия у нас посещают 547 учащихся практически всех лицеев и школ Могилева. Нередко и наши педагоги бывают в учебных заведениях. В общем, идем туда, где нас понимают. Зимой больше изучаем теоретические дисциплины, а летом делаем упор на практику. В таком сочетании и работаем.
Само по себе воспитание бережного, уважительного и любовного отношения к природе, ко всему тому, что нас окружает, — дело стоящее. Если же оно приносит такие результаты, как педагогам центра, — полезное вдвойне. Буквально в конце нынешнего мая их воспитанник, учащийся городского лицея № 1 Сергей Евтушенко стал бронзовым призером проходившей в Турции Международной олимпиады проектов по защите окружающей среды. В конкурсе участвовали соискатели 40 стран мира, представившие 85 проектов. И работа нашего конкурсанта “Реакция микрофлоры квартиры на применение синтетических моющих средств, используемых в быту” была отмечена в числе лучших.
Ко многим наградам других олимпиад Сережа нынче прибавил диплом 3-й степени республиканской олимпиады по химии, и это дает ему право автоматически стать студентом медуниверситета. Но, несмотря на это, он серьезно отнесся к сдаче экзаменов за лицейский курс.
А к своему международному успеху парень шел три года. Все это время в лабораториях центра, Могилевского государственного университета им.А.Кулешова (кстати, научный руководитель его работы старший преподаватель университета микробиолог Оксана Викторовна Поварова), в рабочих кабинетах областной санэпидстанции.
— Сережа — человек увлеченный, — рассказывает Людмила Леонидовна. — И очень любознательный. Биологией и химией занимается серьезно и вдумчиво, правда, как сам признается, отдает предпочтение последней. После каждого ответа на вопрос у него возникает новый вопрос. И так бесконечно. Это очень хорошо, потому что только любопытные и любознательные, неравнодушные и увлеченные делают открытия.
По тому, как строится работа могилевского центра экологического воспитания, можно с уверенностью заключить, что нынешний успех — далеко не последний. И, естественно, не первый, хотя на таком международном уровне побед еще не было. Зато с республиканских конкурсов привозили дипломы и учащиеся, и педагоги. Скажем, Таня Пилипцевич, которая занимается тоже в группе Оксаны Викторовны Поваровой, на российско-белорусском слете “Экология без границ”, который проходил в Калининграде, получила диплом 2-й степени. А за разработку методических материалов преподаватель центра Жанна Александровна Бубнова награждена дипломом 2-й степени Министерства образования Беларуси.
— У нас работает 48 кружков, — продолжает Людмила Шепелевич. — В них занимаются ребята разных возрастов. И все обучение строится по принципу лесенки: от ступеньки к ступеньке. Самые младшие — это цветоводы, натуралисты, фенологи. Для старших работают кружки “Природа под микроскопом”, “Современная фитология”, “Экология города”, “В мире растений”. Они же — члены научного общества учащихся. Их проекты претендуют на определенную научность. Некоторые становятся дипломантами конкурсов.
Достаточно осмотреть территорию вокруг его здания, чтобы убедиться, с какой любовью и фантазией она ухожена. Здесь и широкое разноцветье, и породы различных, даже не присущих нашим широтам деревьев. И все это содержится в образцовом порядке.
Есть у занятий в центре еще одна весьма важная привлекательность. Сюда приходят и за тем, чтобы получить дополнительные к школьной программе знания по ботанике, химии, биологии, которые потом очень пригодятся при поступлении в вуз. Ведь программа по этим предметам здесь отличается от школьной. Вдобавок руководству разрешено почти на треть адаптировать ее к местным условиям. Это значит — привнести то, чего не хватает в школьных учебниках. Да и состав педагогов, среди которых преподаватели университета, тоже свидетельствует в пользу прочных навыков и знаний.
Кстати, с университетом им.А.Кулешова у центра экологического воспитания очень тесные связи. Не только на уровне преподавателей-совместителей. Ежегодно летом, используя базу вуза, учащиеся отправляются в экспедицию “Экофон”. Ее цель — научная работа в походах и экскурсиях, обработка материала в университетских лабораториях. Здесь и прививаются основные навыки исследователей. И тогда общение с природой, стремление познать ее из любопытства вырастает в дело всей жизни.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter