Через шесть лет в Минске появится новая система очистки сточных вод

От всей очистной компании

За сутки с Минской очистной станции увозят 18 грузовиков осадка, оставшегося от фильтрации сточных вод. Иловые пруды, размещенные у деревни Синило, серьезно портят воздух местным жителям, а последний пруд заполнен уже наполовину. Проблему утилизации должна решить комплексная реконструкция. В чем она будет заключаться, разбиралась корреспондент «Р».

Песколовки, по словам Ольги ДУБОВИК, один из этапов механического очищения стоков

Трубный запах

Покинув наши раковины, ванны, душевые кабины и унитазы, вода проделывает долгий и сложный путь. Описывает его Кирилл Антонов, заместитель начальника производства — начальник ПТО «Минскочиствод» УП «Минскводоканал»:

— Сточная вода поступает во внутридомовую систему канализации и далее — в наружную систему. Трубы проложены под постоянным уклоном — таким образом, что движение воды обеспечивается за счет сил гравитации. В низинах устраивают канализационно-насосные станции. Они перекачивают стоки в наиболее высокую точку, откуда они продолжают свое движение в самотечном режиме. Сейчас в городе 54 насосные станции разной производительности — от нескольких сотен до 400—500 тысяч кубометров воды в сутки. Канализационно-насосная станция на улице Пулихова в послевоенное время была основной, она перекачивала сточные воды на поля фильтрации в районе велозавода. Это были обычные озерца, где вода отстаивалась и испарялась. Запах там в округе стоял такой, что врагу не пожелаешь.

Минская очистная станция, построенная в 1963 году, в те времена являлась объектом фактически революционным — подобных ей не было даже во многих столицах европейских стран. Но с тех пор прошло уже более полувека, и сейчас для эффективной очистки сточных вод требуется переход на качественно новый уровень технологий.

На очистную станцию поступают воды из домов и предприятий всего города и Минского района. Потоки, которые подходят к ней по подземной системе канализации, по объемам сопоставимы с водами Свислочи, куда, кстати, они и сбрасываются. Но прежде чем это происходит, сточные воды должны пройти механическую и биологическую очистку.

Все через фильтр

Первичное «процеживание» воды происходит еще на канализационно-насосных станциях. Половина из них, особенно те, которые были сооружены недавно, управляются автоматически — крупный мусор там измельчается, чтобы преодолеть насосы и двинуться дальше. Однако есть и такие станции, где отходы убираются вручную.

Очищенная вода обильно насыщена кислородом

Насосное оборудование и устройства для обработки осадка очень чувствительны к песку, которого в сточных водах немало. Для его удаления служат так называемые песколовки — емкости, похожие на бассейн. Вода по ним двигается с небольшой скоростью, достаточной для того, чтобы могли осесть минеральные, но не органические вещества. Песок попадает в специальные желоба на дне, из которых его извлекают ковшовые лопаты. В день образуется четыре самосвала песка.

Группа аквариумов

После этого вода поступает в первичные отстойники. Впрочем, по словам Кирилла Викторовича, двигается она и там:

— Все происходит в самотечном режиме, как по каскаду. Воду не остановить, не очистить повторно. На поступление в отстойники и плавный излив требуется около 40 минут. За это время удаляется половина взвешенных веществ и происходит подготовка к биологической очистке. Она начинается в так называемых аэротенках — резервуарах, в которых медленно движется смесь активного ила и очищаемой сточной жидкости.

Чем-то аэротенки напоминают гигантские аквариумы — 120 метров в длину, 40 — в ширину и 5 — в глубину. Туда подается активный ил — киселеобразная субстанция, которая состоит из простейших микроорганизмов. Для них органика, находящаяся в воде, — лучшее лакомство. Правда, для окисления ее и перевода в минеральную форму необходим кислород, который и подается на дно «аквариумов» по трубам. Такое чувство, что вода в них кипит: если не будет постоянного движения, активный ил просто осядет на дно. Для биологической очистки требуется 8—9 часов.

Осадок вывозят в иловые пруды — бывшие карьеры по добыче песка, которые после выработки снабжаются специальной гидроизоляцией. Иловые пруды занимают более 70 гектаров и создают серьезные неудобства для жителей близлежащих деревень. Последний из них заполнен уже наполовину, а выделять новые участки по понятным причинам не спешат.

— Концентрат, добытый из сточных вод, можно высушить до состояния золы и сжечь. Его используют в качестве топлива в теплоэнергетике, на цементных заводах, — перечисляет Кирилл Антонов. — Однако и здесь есть трудности. До ближайшего крупного цементного завода — 300 километров, а такой путь является экономически нецелесообразным.

150 миллионов на реконструкцию

С 2006 года УП «Минскводоканал» активно разрабатывает пути утилизации осадка. Ведущий институт в области коммунального хозяйства УП «Белкоммунпроект» рассмотрел различные варианты и определил, что оптимальным будет строительство завода по сжиганию осадков. Это и есть один из важнейших этапов грядущей реконструкции Минской очистной станции. Кроме того, во избежание зловония планируется построить крыши над сооружениями механической очистки. Газы же, которые будут скапливаться, уведут прочь по воздуховодам и очистят. В результате этого санитарная зона, которая сейчас составляет 670 метров и подходит вплотную к жилому дому по улице Ротмистрова, уменьшится до 500 метров.

В химико-бактериологической лаборатории контролируется качество воды, которая поступает в Свислочь

Еще одним результатом реконструкции станет очистка сточных вод от фосфорных, азотных соединений. Для этого часть аэротенков подвергнут конструктивным изменениям.

Нет сейчас в Минске и сооружения для обеззараживания сточных вод, а ведь в них даже после механической и биологической очистки остаются яйца гельминтов, болезнетворные бактерии. Водопроводная вода обеззараживается хлором, но в сточные воды его добавлять нельзя — это существенно навредит реке. Выход специалисты видят в обеззараживании ультрафиолетом, когда воду пропускают через тоннель, освещенный комплексом ламп специального спектра.

А вот увеличивать пропускную способность станции не собираются. Как ни странно, но, хотя город постоянно прирастает новыми жилыми районами, а предприятия работают, количество потребляемой воды снижается. Если в конце 1980-х годов станции приходилось перерабатывать до миллиона метров кубических в сутки, то сейчас — не более 500 тысяч.

По подсчетам, кардинальная комплексная реконструкция обойдется примерно в 150 миллионов евро. Единственная возможность заполучить такую сумму — привлечение кредита. Необходима разносторонняя экспертиза разработанной проектной документации, которая признала бы объект инновационным, то есть правильным, эффективным и безальтернативным.

Качество воды, которая сбрасывается в Свислочь, постоянно контролируется в химико-бактериологической лаборатории. Анализы показывают, что по некоторым параметрам она даже чище, чем речная, а кроме того, обильно насыщена кислородом. Живое доказательство тому — огромное количество рыбы, которая водится в месте слияния реки и искусственного русла.

nevmer@mail.ru
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter