Как будет развиваться отечественная трансплантология

От всего сердца

Расширенный круг прижизненных доноров и дарение органов: как будет развиваться отечественная трансплантология

С тех пор как в апреле 2008 года в Беларуси была произведена первая операция по пересадке печени, отечественная трансплантология шагнула далеко вперед. Было проведено переоснащение лечебных учреждений по всей стране, накоплен уникальный для постсоветского пространства медицинский опыт, спасены тысячи жизней. Только в прошлом году выполнена 491 трансплантация органов. Есть у медиков и свои уникальные наработки, например, детская программа, позволяющая спасать малышей.

Фото БЕЛТА

Сегодня наши достижения в этой области настолько высоки, что специалисты из многих зарубежных стран приезжают учиться у белорусских врачей. Или приглашают их к себе: отечественные трансплантологи провели первую пересадку печени в Казахстане, всего выполнили там десять таких операций. В планах — оказывать посильную помощь в этих вопросах грузинским коллегам.

Вместе с тем новые реалии требуют совершенствования механизма законодательства в данной сфере. Новый законопроект о трансплантации органов и тканей скоро рассмотрит Парламент. Планируются серьезные перемены в подходах к принципам биоэтики.

Напомним, первые изменения в Закон “О трансплантации органов и тканей”, принятый в 1997 году, были внесены в 2012-м. Именно тогда, дабы не испортить имидж трансплантационной программы, был установлен запрет на неродственные пересадки, а также создан Единый регистр трансплантации, куда стали заносить всех граждан, не согласных на изъятие органов после смерти ни при каких обстоятельствах.

На прошедшей недавно Международной конференции “10 лет трансплантации печени в Беларуси: этические проблемы, итоги, перспективы”, организованной Министерством здравоохранения и Отделом по биоэтике Совета Европы при поддержке Информационного пункта СЕ в Минске, руководитель Республиканского научно-практического центра трансплантации органов и тканей Олег Руммо отметил, что сегодня в базе так называемых отказников от посмертного донорства 2367 человек:

— В год прибавляется примерно по 45—60 человек, но есть и позитивный момент — многие граждане начали отзывать свои заявления.

В то же время Олег Руммо обратил внимание на другую проблему: белорусы не слишком охотно жертвуют свои органы для спасения близких родственников. Если в европейских странах уровень живого донорства колеблется в диапазоне от 20 до 40 процентов, то мы в прошлом году по этому показателю не дотянули и до 7 процентов. Специалисты связывают это в первую очередь с законодательным ограничением круга “дарителей”: сегодня ими могут быть только родители, дети, родные братья и сестры. Именно поэтому сейчас обсуждается вопрос о включении в базу живых доноров людей, которые не являются родственниками первой линии. Речь идет о двоюродных и троюродных братьях и сестрах, племянниках.

Во взвешенном подходе и тщательной проработке нуждается и другой вопрос. Как известно, в США, Израиле и странах Западной Европы набирает популярность социальное донорство: человек из альтруистических побуждений дарит свой орган неизвестному пациенту. Есть и понятие перекрестного донорства. Допустим, у вас есть донор, который вам не подходит. И точно такой же неподходящий донор есть у кого-то другого. В результате возможен обмен “дарителями”. Однако здесь не обходится без этических проблем: что делать, если у одного операция прошла успешно, а другого нет? 

И как быть, если качество органов у доноров разное? Кроме того, играет свою роль криминальный аспект.

— Самое главное для нас — соблюсти принцип безвозмездной донации, чтобы донор не рассчитывал при таком раскладе ни на какую выгоду, — подчеркивает Олег Руммо, рассуждая о возможности применения практики перекрестного донорства в Беларуси. — Крайне важно не допустить ни одного криминального случая. Необходимы специальные комиссии, которые будут анализировать все факты и принимать решение, действительно ли человек готов оказать безвозмездное дарение своего органа.

Тем временем руководитель Департамента политики и сотрудничества в области Прав человека Совета Европы Михаил Лобов, принимавший участие в конференции, отметил, что междисциплинарный диалог позволяет избежать злоупотреблений в сфере стремительно развивающихся высоких технологий в медицине:

— Национальное законодательство должно соответствовать принципам биоэтики, установленным в Конвенции Овьедо, Конвенции о правах человека и биомедицине. Беларусь сейчас на этапе совершенствования закона о трансплантации органов и тканей, и эта встреча особенно актуальна.

К слову, еще одно принципиально важное изменение в законодательстве, как ожидается, коснется именно международного сотрудничества. В прошлом году Беларусь как авторитетное трансплантационное государство вошла в международное сообщество Foedus. 

И настала пора отработать механизм финансовой составляющей по перевозке органов для пересадки. К сожалению, бывает так, что биоматериал у нас “пропадает”, поскольку не подходит никому из акцепторов. Тогда как в другой стране этот орган мог бы спасти жизнь пациенту. И наоборот.

konopelko@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter