Новые точки роста в чернобыльских регионах, перспективные рабочие места, жилье и инфраструктура. Главное из рабочей поездки Президента в Наровлянский район

От возрождения — к развитию

С первых дней президентства Александр ­Лукашенко поставил смелую задачу — не просто спасти чернобыльские регионы, а сделать солнечный Полесский край привлекательным и безопасным для жизни. И если 25 лет назад для скептиков эта цель казалась недостижимой, то сейчас речь идет уже не о возрождении этих мест, а об их устойчивом развитии. Этот вектор в рабочей поездке в Наровлянский район Александр ­Лукашенко обозначил четко:

— Сегодня люди понимают, и я тоже, что на этой земле можно жить, нужно жить и, самое главное, мы здесь будем жить. Пришло время очень активно осваивать этот край.


Руководство к действию

Посевные работы на Гомельщине подходят к концу. Аккурат к приезду Главы государства в регионе прошли дожди. После бесснежной зимы и засушливой весны они очень кстати. На фоне звучащих угроз о глобальном продовольственном кризисе Беларусь наращивает объемы производства сельхозпродукции. За первый квартал — плюс почти 6 процентов. Министр сельского хозяйства и продовольствия Иван Крупко доложил Главе государства, что только за первые два месяца этого года на экспорте заработали около миллиарда долларов. К концу 2020-го должны выйти на 5,4 миллиарда. Главное, чтобы не подвела погода. Никаких других ссылок на внешние обстоятельства быть не может. 

В разговоре с председателем Гомельского облисполкома Геннадием Соловьем Президент интересовался ростом валового регионального продукта. При этом Александр Лукашенко подчеркнул: 

— Даже не думай, что мы должны в силу каких-то психозов или пандемий, эпидемий сократить производство. Это исключено. Иного не дано!

Это поручение можно считать руководством к действию для руководителей всех областей. 


Точки роста

Что же касается районов, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС, то настало время искать новые точки роста и активнее развивать их производственный потенциал. В том числе и территорий, которые входят в состав Полесского радиационного заповедника. 

— Надо проревизировать все, — ставит задачу Александр Лукашенко. — Если можем здесь взять чистый мед, надо это развивать. Если можем развивать лесопереработку, коневодство, давайте будем развивать. Но мы пока не знаем детально, на каком уровне находимся и за счет чего можно добавить. Поэтому надо проревизировать: Брагин, Наровля, Хойники… 

Президент поручил Министерству по чрезвычайным ситуациям изучить и доложить, какова сейчас ситуация в тридцатикилометровой зоне отчуждения:

— Это небольшой кусок земли. Но что там будет завтра-послезавтра, какие перспективы? 

Надо посмотреть, каким образом мы будем возвращать обратно заповедную зону. Нельзя бросать ни одного гектара земли.

Президент, в частности, считает возможным создание производственных многоотраслевых холдингов в пострадавших районах. Образцовый пример такого комплексного хозяйствования — совхоз-комбинат «Заря». Мощное многоотраслевое предприятие имеет собственные участки по изготовлению комбикормов, переработке скота и птицы, молока. Завершающее звено в хозяйственной цепочке — фирменная торговля. По многим показателям на предприятии превышают среднеобластной уровень. 



Порядок должен быть во всем

На полях совхоза-комбината Александр Лукашенко ознакомился с технологическим процессом сева кукурузы на зерно. Главе государства также продемонстрировали линейку техники, задействованной на весенне-полевых работах. В том числе гусеничный трактор «Беларусь 2103», который собирают на Мозырском машиностроительном заводе. 

Президент сказал министру сельского хозяйства и продовольствия Ивану Крупко:

— С потока снимать производство гусеничного трактора нельзя. Это наше спасение. У нас в любой области хватает заболоченных земель. 


Следующий пункт рабочей поездки Президента — молочно-товарная ферма совхоза-комбината. Образцовый объект. Белоснежные стены и потолки, ухоженный породистый скот, роботизированное доильное оборудование. На таком производстве и результаты получаются отменные. 

За 34 года с момента техногенной катастрофы в Чернобыле Наровлянский район сильно изменился: чистые благоустроенные деревни и зеленые поля, благодаря господдержке прибавляют промышленность и сельское хозяйство, улучшается социальная инфраструктура, строятся новые дома. В агрогородке Завойть Глава государства ознакомился со строительством жилых домов под ключ. Вполне добротное жилье, но его стоимость могла бы быть ниже, считает Президент — и тут же поручил специалистам еще раз пересмотреть смету.


Новые перспективы

Здесь же, в агрогородке Завойть, Президент возложил венок к памятнику отселенным деревням Наровлянского сельсовета. А в целом Александр Лукашенко убежден в хороших перспективах здешних земель и поселений. Местные жители его в этом поддержали. 

Глава государства подчеркнул: 

— У меня впечатление одно: что мы возрождаемся.

Александр Лукашенко обозначил свое намерение ознакомиться с ситуацией в зоне отчуждения летом. Тогда и последует продолжение разговора:

— Я летом приеду туда, за колючую проволоку, побуду в этой заповедной зоне. Частично я давал согласие свое и распоряжения подписывал по поводу каких-то работ здесь. Например, по лесу мы давно определились, что будем перерабатывать лес. Все неплохо получается. Время проходит, время лечит, Господь нам помогает, наверное. Когда-то я принимал решение по развитию здесь коневодства. Сейчас очень много вы занимаетесь пчеловодством. Я был причастен к принятию решений по тем или иным направлениям. Уже вырисовывается, что мы можем здесь разводить животных. Про 30 километров (зона отчуждения. — Прим. ред.) пока не говорим, хотя и там надо разбираться.

Президент отметил, что до его следующего приезда летом надлежит еще раз проанализировать, по каким направлениям будет развиваться регион:

— Может, еще одно-два направления придумаем или остановимся на существующих трех-четырех. Если мы остановимся на трех-четырех направлениях нашей деятельности, мы поддержим эти направления и основные средства, чернобыльские так называемые деньги, мы обязательно будем не распылять, а комплексно направлять для того, чтобы развивать здесь территории. Если мы решим, что еще одно-два направления добавим, то и их мы будем финансировать. 

Пришло время очень активно осваивать этот край.

Александр Лукашенко напомнил о своем предложении, чтобы в Брагинском, Наровлянском и Хойникском районах подумать о создании многопрофильных производственных объединений — холдингов, включающих, например, сельхознаправление, лесопиление, заготовку, возможно, еще что-то. 

— Естественно, люди будут заняты, будут работать. Это перспектива. Мы подумаем. И до конца года примем решение, несмотря на то что происходит сегодня с экономикой во всем мире, — подчеркнул Президент. — Очень сложно продавать свою продукцию. Кроме продуктов питания. Все берут. Уже никто на границе никого не задерживает — только привозите, и по более высоким ценам. За 2 месяца, как докладывал министр, почти на 1 миллиард долларов мы продадим продукции. Это хорошие показатели. Под 6 миллиардов долларов по году мы получим доход от сельского хозяйства. Это очень хорошо, кроме того, что будем кормить свой народ.

Именно такая конъюнктура заставляет искать новые подходы и в развитии чернобыльских регионов. А местным жителям Александр Лукашенко пообещал:

— Мы подумаем, как сделать еще один шаг, чтобы вам здесь жилось комфортно. 


Дороги, которые мы выбираем

Президент считает целесообразным вернуться к замыслу строительства железной дороги на юге страны. Он не нов. Но при зарождении идеи экономика не позволяла подойти к его реализации. Сейчас, полагает Александр Лукашенко, ситуация иная:

— Надо вернуться нам к этому проекту. Я хотел с Житковичей бросить железную дорогу по югу. Лельчицы, Брагин… Тогда было трудно и не было денег. Но сейчас я понимаю, что те 120 — 150 миллионов долларов, которые планировались тогда на эту железную дорогу, мы найти сможем.

При этом Глава государства указывает на важность тщательного анализа будущей загрузки дороги, чтобы она себя экономически оправдывала.

Здоровье в наших руках

Было ожидаемо, что в общении с местными жителями Президент затронет и тему коронавируса. Не допустить паники, хранить спокойствие и беречь себя — такие прозвучали советы от Главы государства. Он подчеркнул, что после пандемии коронавируса мир будет другим:

— То ли еще будет, и где будем мы после этой беды. Нам надо думать о том, что будет с нами после того, как уйдет эта пандемия. Я это почувствовал два месяца назад.

Александр Лукашенко объяснил, почему принял решение не останавливать экономику: 

— Остановили экономику, все остановили, допустим. Кто быстрее подымется — тот, кто печатает доллары, у кого есть ресурсы: газ, нефть и прочее. Или тот же Китай, который обладает экономической мощью. А остальные где будут?

По словам Президента, последствия в таком случае могли бы привести к сильной зависимости или же фактически подчинению богатым и сильным государствам. 

— Поэтому мной было принято решение экономику не останавливать. Предприятия должны работать, — подчеркнул Александр Лукашенко.

Глава государства отметил, что даже богатые европейцы сейчас уже начали отменять карантинные меры, несмотря на то что вопрос с пандемией не снят с повестки дня.

Однако и снятие карантина сегодня в странах, которые его ввели, чревато опасными последствиями, считает Президент:

— Недавно я предупредил, и опять ученые согласились. Я предупредил по поводу этой изоляции. Я не принял решение изолировать людей. Людей невозможно изолировать. Это не война. Что может получиться после изоляции? Открыли ворота, люди вышли, и они атакованы этим вирусом, который бродит. Получится вторая волна заболеваемости. Первая не ушла — вторая волна их накроет.

Президент настоятельно просит людей позаботиться о себе и не затягивать с обращением к врачу, если почувствуют недомогание:

— Заболел кто-то не дай бог вот у вас — не тяните, и вы будете через неделю здоровы. Приболел, кашляете — немедленно к врачу. Врачи знают, что делать. Надо делать все вовремя. Каждый человек должен поберечь себя.

Что касается управленческих решений, то ситуация контролируется и они будут приниматься только в адекватно складывающейся обстановке:

— Надо изолировать — будем изолировать. Надо вводить карантин — будем вводить карантин. Надо комендантский час — введем комендантский час. Но надо это нашим людям? Нам сейчас это не надо. Нас кое-кто подталкивает в спину: давай карантин, Лукашенко такой-сякой. Да меня люди на вилы поднимут. Нет такой необходимости.

При этом Президент подчеркивает: мы не отрицаем, что и у нас болеют люди. Однако предпосылок для радикальных действий нет:

— Мы же не закрыли страну. Мы не остановили производства. На Пасху и я, и люди ходили в церковь. На Радоницу как я могу запретить человеку пойти поклониться родителям, а не дай бог у кого-то дети погибли? Как я могу запретить? Я только могу рекомендовать, могу просить: поберегите себя.

И еще важнейший аспект — ни в коем случае не поддаваться панике:

— Я точно знаю, если бы мы создали панику, у нас бы была беда. Все размели, продуктов нет, ничего нет и купить ничего нельзя. Паника — страшное дело.

Между тем земля слухами полнится, и кто-то коронавирус считает уже чуть ли не страшнее онкологии на последних стадиях. Президент советует хранить спокойствие:

— Глупость полная. Мы запугали людей. И коль кашлянул, температура чуть повысилась — у него паника. А паника ускоряет течение болезни. Усиливает болезнь. Поэтому надо идти от жизни. Нас когда-то Чернобылем пугали. Мы пережили и живем. Переживем и это. Надо думать о будущем.

Александр Лукашенко рассказал о примере, который наблюдал лично. К этому стоит прислушаться. Речь о бизнесмене, который жил с семьей в Испании, а при эпидемическом обострении решил молниеносно вернуться домой:

— Говорит, бешеные деньги заплатил, чтобы домой вернуться через все страны. Чтобы только домой приехать с семьей. Всех, говорит, забрал, вывез и сегодня дышу здесь свободно. В «диктатуре», говорю, дышишь свободно? Дышу, говорит. Вот этот коронавирус показал, кто есть кто. Посмотрите: Евросоюз, богатые и прочие — каждый зашился в своей скорлупе и друг другу не могли помочь. До бешенства дошли люди. Поэтому и люди будут после этого другие, и, наверное, мир изменится. А пока рекомендация одна: жить спокойно и заниматься каждому своим делом, бережно относясь к себе и близким. Впрочем, эта формула актуальна всегда. Давайте подумаем о том, что она справедлива не только в период эпидемий. Причем все же довольно-таки условных. Будем здоровы!


В завершение разговора с Президентом местные жители подарили Александру Лукашенко картину с изображением знаменитой усадьбы Горваттов в Наровле — символа города. В 1816 году Игнатий Горватт купил имение Наровля с ближайшими деревнями и построил здесь свою усадьбу в стиле классицизма с пейзажным парком. Здание сохранилось до сих пор, но нуждается в реконструкции.

— Картину повесим дома, — принял подарок Александр Лукашенко.

kryat@sb.by

konon@sb.by

Фото БЕЛТА.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter