От ворот поворот

Вести с полей разносятся большей частью по интернету, и стоит немалых трудов, чтобы их понять и осмыслить...

Я даже и не знаю, с чего начать. В памяти всплывают образы сквера у стадиона «Динамо», где в советские годы практически ежедневно собирались болельщики, чтобы обсудить последние новости из жизни футбольных команд. Кто был лучшим в игре Киева с Одессой, где видели Прокопа, сколько платят в Ташкенте, Блохин — разве он лучший в Европе, ну и что за «Спартачок» приезжал в Минск — вопросы ставились на засыпку, ответы искались в спорах, но далеко не всегда их удавалось найти. Сегодня сквер на месте, но рыночная эпоха окончательно выжила из него поклонников футбола. Вести с полей разносятся большей частью по интернету, и стоит немалых трудов, чтобы их понять и осмыслить.


Полагаю, случись «дело Никезича» в годы застоя, оно обязательно попало бы на язычок минским мужичкам. Слишком уж вопиющи факты! Слишком уж неоднозначны принятые по ним решения!


Итак, в понедельник Российский футбольный союз оштрафовал ФК «Кубань» на 2 миллиона российских рублей за нарушения при расторжении контракта с черногорским футболистом Николой Никезичем. Комитет по этике РФС вынес наказания и другим фигурантам «дела Никезича». Генеральный директор «Кубани» Сурен Мкртчян оштрафован на 1 миллион рублей. Спортивный директор клуба Сергей Доронченко отстранен от деятельности в российском футболе до окончания сезона–2011/2012, а тренер Николай Хлыстунов — до конца 2011 года.


Напомним, бывшие футболисты краснодарской «Кубани» Никола Никезич и словенец Сретен Сретенович по очереди обвинили краснодарский клуб в оказании на них давления и физического воздействия с целью принуждения к разрыву действующих контрактов. Сам Никезич, который не рискнул появиться в Москве, прокомментировал решения из Черногории. Ему уже выплатили 256 тысяч долларов неустойки, и теперь он «удовлетворен», «уверен» и «рад». Последнее относится к тому, что в РФС решили не исключать «Кубань» из премьер–лиги.


Но именно это решение вызвало наибольшие эмоции при обсуждении на форумах в интернете. Заглянув на популярный сайт sports.ru, нашел такие точки зрения:


Разобрались по–пацански, откупившись «баблом»! Виды наказания и сроки умиляют! Лишнее подтверждение воровских отношений в футболе.


Чудесно! Факт не установили. Тогда за что наказали–то? Ничего ж не было! И краснодарская милиция ясно высказалась: никого не били, ничего не отнимали. Умора!


Ничего там не было. В Никезича даже не стреляли. А побили. Так это нормально. Бьют — значит любят.


Тут все неоднозначно! С одной стороны, комитет по этике признал нарушения и вынес наказания — «бабки»! С другой стороны, прокуратура отказалась возбуждать уголовные дела в связи с отсутствием состава преступлений. С третьей стороны, прокуратура также отказалась возбуждать «уголовку» по факту клеветы и в отношении Никезича, и в отношении Мкртчяна.


Такими темпами аккурат к завершению сезона насобирают на покрытие иска Росгосстраха.


К иску Росгосстраха мы еще вернемся, а пока затронем совершенно иную тему. Сколько уж говорено про криминальную составляющую агентского бизнеса в мировом футболе, сколько услышано о страшно завышенных ценах на футболистов, о том, кто их формирует, а все равно расследование «Новой газеты» взорвало информационное пространство.


Как утверждается этой газетой, главным «контролером» российского трансферного рынка в обход всех существующих норм является глава Российской футбольной премьер–лиги и вице–президент Российского футбольного союза Сергей Прядкин. Внимание журналистов привлекла компания GiRRus — германское агентство, работающее на рынке вот уже 12 лет. Среди его клиентов значатся Павел Погребняк, Кевин Кураньи, Александр Кержаков, Мартин Шкртел, Павел Мареш, Радек Ширл, Мартин Горак, Эрик Хаген, Камил Чонтофальски и многие другие. Ведает же делами GiRRus малоизвестный агент ФИФА Томас Цорн.


«Новая» указывает, что единственными членами правления агентства, базирующегося в Берлине, являются Сергей Прядкин и его давний партнер по бизнесу Константин Сарсания, в начале 90–х начавшие с торговли автомобилями, а потом переключившиеся на футбольный рынок. С тех пор Прядкин стал видным футбольным чиновником, в 2005 году заняв пост гендиректора РФС, а несколько позже — пост вице–президента и члена исполкома этой организации, а также президента РФПЛ. Некоторое время Прядкин возглавлял и комиссию РФС по агентской деятельности — орган контроля за деятельностью футбольных агентов на территории Российской Федерации. В поступательном движении по карьерной лестнице не отставал от своего компаньона и Константин Сарсания: в 2006 году он стал советником президента «Зенита» по вопросам трансферной и селекционной политики, а в 2009–м — спортивным директором «Динамо» и советником президента РФС. Сегодня Сарсания является главным тренером воронежского «Факела».


Между тем регламент ФИФА по деятельности агентов запрещает «физическим лицам и руководителям юридических лиц, имеющим лицензию агента, занимать должности в ФИФА, а также в конфедерациях, национальных ассоциациях, лигах, клубах и прочих организациях, связанных с вышеупомянутыми организациями». Аналогичная запрещающая норма закреплена в регламенте РФС по деятельности агентов «Конфликт интересов».


Газете удалось пролить свет и на личность загадочного Томаса Цорна, ставшего ведущим специалистом столь знаковой агентской компании. Поверенным в делах компании Сарсании и Прядкина, как утверждается, является сын главы РФПЛ от гражданской супруги Елены Цорн — уроженки Республики Казахстан, после распада Советского Союза эмигрировавшей в Германию. Если эта информация верна, то практически весь трансферный рынок России монополизирован семьей футбольного чиновника и его бизнес–партнером. При этом именно они оказывают основное влияние на формирование цен на игроков в России и гонку бюджетов.


Вот так просто и незатейливо. Вице–президент РФС пока промолчал, а Сарсания выступил с заявлением о том, что никаких законов их совместная с Прядкиным компания не нарушала. Но мы снова погружаемся в интернет, прислушиваемся и слышим:


Российский футбол — сплошной конфликт интересов. Сколько скелетов в шкафу еще остается, можно только догадываться.


Ну Сарсания тот еще жук. Придет время, узнаем, как он организовывал покупку Кубка УЕФА–07/08 для «Зенита». В апреле 2008 он какой–то газете дал интервью, где сказал: «Победа в Кубке УЕФА входит в бизнес–план «Газпрома».


Вы вспомните Юру Тишкова. Хороший был игрок в «Торпедо», стал агентом, а его убили...


Статья, полная лжи. Просто написана на потребу определенной категории читателей, жаждущей всяческих «разоблачений» людей, имевших отношение к «Зениту». Ширл, Чонтофальски, к примеру, пришли в «Зенит» и ушли из него не при Сарсании. Выдумки, ошибки и натяжки — обычные приемы нечистоплотного журналиста.


Да ладно! Прядкин получает «лаве» от агентов? А я думал, он горой стоит за самый идиотский лимит в мировом футболе чисто по чиновничьей тупости.


Закончить эту публикацию, конечно, хотелось бы убийственным фактом. Но тут вот ведь какое дело. Чуть больше недели назад «Зенит» и ЦСКА сыграли между собой в чемпионате России. Матч получился равным, закончился ничьей, однако его счет все узнали только спустя три дня. Как оказалось, питерцы нарушили регламент и в итоге им было засчитано техническое поражение. Сегодня команды сыграют вновь, на этот раз в Кубке. Нам не дано предугадать, как все закончится, однако мы же обещали рассказать, при чем в российском футболе Росгосстрах.


Если бы все внимательно читали новости между строк, то обратили бы внимание, что 5 апреля, меньше чем за неделю до злополучного матча, председателем правления страховой группы «Согаз», официального страховщика «Зенита» и титульного спонсора премьер–лиги, был утвержден Сергей Иванов–младший. Как отмечают «Московские новости», это сын вице–премьера Сергея Иванова, традиционно симпатизирующего ЦСКА. Накануне этого назначения бывший титульный спонсор лиги «Росгосстрах», с которым досрочно расторг контракт новый глава Российского футбольного союза, экс–президент «Зенита» Сергей Фурсенко, выкатил РФС большие финансовые претензии. Какой вывод? В футбольном мире гуляет версия, будто Сергей Иванов–младший должен замять этот конфликт, а матч «Зенит» — ЦСКА мог стать частью «мирового соглашения».


Эх! Если не поняли, прочитайте еще раз. Вспомните былые времена, зайдите в динамовский сквер, подышите его воздухом и только потом включайте телевизор и смотрите футбол. А еще — ничему не удивляйтесь. Игра — она же и есть игра, она еще не раз заставит жечь глаголом себя и свое окружение.


Контекст


В Бохуме вот уже несколько месяцев проходит процесс по делу о манипуляциях с результатами футбольных матчей. Трое обвиняемых уже получили разные сроки — от трех лет тюремного заключения.


Напомним, что бохумская прокуратура расследует громкое дело об организации договорных матчей в европейских национальных чемпионатах и еврокубках. В 2009 году после длительной слежки за подозреваемыми и прослушки их телефонов в ходе 5 десятков рейдов в Великобритании, Германии, Швейцарии и Австрии полиция задержала более 100 человек, вероятно, причастных к манипуляции результатами футбольных матчей.


Первыми на скамье подсудимых оказалась мелкая рыбешка. Согласно закону о защите личности Германии их фамилии публиковать нельзя. А потому в европейских СМИ они фигурируют как Туна А., Нуретин Г., Стеван Р. Как установило следствие, они заработали на незаконных ставках по 18 матчам разного уровня — от встреч в рамках юношеских чемпионатов до поединков ранних стадий Лиги Европы. Эта четверка предлагала футболистам одной из команд обеспечить нужный результат, чтобы получить прибыль от ставок. И путем обыкновенных «разводок» иногда добивалась своего. Правда, ни один из этих матчей так и не был признан судом «договорным» — нет доказательств, что деньги, полученные футболистами от манипуляторов, действительно повлияли на результаты.


Процесс в Бохуме продолжается. В ближайшее время начнется рассмотрение дел главных подозреваемых.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter