ГАИ теперь не только на земле и в небе, но и на воде
Прошлым летом инспекторы дорожного движения после многолетнего перерыва вновь пересели на вертолеты. Патрулем в облаках сегодня уже никого не удивишь. А вот теперь к наземным и воздушным экипажам ГАИ прибавился еще один тип — водный. Отдел экологического надзора ГАИ Минской области осваивает моторные лодки, чтобы бороться с нарушителями правил парковки у водоемов.
В пятницу вечером на пляже водохранилища Вяча под Минском уже многолюдно. К берегу причаливает обычная с виду надувная моторная лодка.
— До стоянки — 500 метров, а вы стали у самой воды, — достает из папки протокол Валерий Крепский, начальник межрайонного отдела экологического надзора УГАИ при УВД Минского облисполкома.
— Раз проезд на пляж запрещен, почему тогда шлагбаум не на замке? – качает права водитель синего «форда». — А на стоянке, по правде сказать, боязно оставить машину. Там шпана вертится. Глядишь, магнитолу достанут…
Шлагбаум, как оказалось, был открыт для мусоровоза, но зачастую путь к воде пробивают сами водители. Порой даже воруют дорожные знаки. Этой весной на Раубичском водохранилище хулиганы не смогли выдернуть из земли знак «Проезд запрещен», так замазали его краской… А сделать стоянку охраняемой, то есть платной, пожалуй, никто не возьмется. Она и в жару будет наполовину пуста. Кому охота раскошеливаться, если рядом столько свободного места?
Отплыли на 500 метров – глушим мотор. В зарослях замаскирована «мазда». Клеенка, закуска, пластиковые стаканчики – трое парней только приступили к отдыху.
— Никаких знаков не видели, — оправдываются эти «друзья леса».
Понятно: ребята проехали к берегу по одной из «козьих троп».
— Весной прочесали береговую линию Вячи и нашли с десяток самодельных подъездов к озеру. Перекопали все трактором, но не прошло и месяца, как тропы появились в других местах, — восклицает Валерий Крепский. – Иногда диву даешься: как можно пробраться на легковушке через такие дебри.
В этом плане лодка ГАИ в разы эффективнее автомобиля. С воды, как и с неба, видно все. Да и по топливу получается солидная экономия. «Нива» за восемь часов смены сжигает 30 литров бензина. Лодка за то же время – в 6 раз меньше. От берега до берега она мчит за минуту, на что машине надо полчаса…
Экологический отдел ГАИ не только следит за парковкой у воды, но и помогает инспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды Минского района. Например, в прошлом году одного засорителя пляжа вычислили по чекам из магазина (на берегу в куче мусора их оставил индивидуальный предприниматель, владелец торговой точки). В другой раз на след загрязнителей пляжа вышли по газете, на которой был написан почтовый адрес.
— В Минской области водоемы обеспечены автостоянками примерно на 70 процентов, — говорит Николай Короткевич, начальник УГАИ УВД Минского облисполкома. — На Вяче, например, около 400 машиномест, на Кринице — 250. Проблема в том, что многие водители паркуют свои машины на траве, в то время как на стоянках есть свободные места. В прошлом году только на водоемах Минского района оштрафовали около 500 таких водителей. Пусть автовладельцы поймут нас и экологов: нельзя строить парковки где угодно. Что тогда останется от зеленой зоны? К тому же стоянки заполнены лишь несколько жарких недель в году, а все остальное время пустуют…
И все же по выходным водоемы Минского района задыхаются в плотном кольце автомобилей. Если на Вяче, Кринице созданы неплохие условия для автомобилистов, то на Раубичском водохранилище, например, ничего нет. Здесь всего один грибок и один мусорный контейнер! У водителей просто нет альтернативы. В ГАИ говорят, что здесь достаточно построить две-три стоянки на 50—100 машиномест каждая. Увы, но и в этом году ничего подобного не планируется…
Кстати
Сегодня в ГАИ Минской области есть только одна собственная моторная лодка. В эти выходные на ней будут патрулировать уже Минское море. Но милиция может также пользоваться лодками ОСВОДа и природной инспекции.
На заметку водителю
По закону в черте населенного пункта припарковать машину можно не ближе 30 метров от воды, за городом – не ближе 50 метров. Для особых территорий это расстояние увеличено. Например, на Минском море есть питьевые водозаборы, и поэтому стоянка ближе 200 метров от воды не разрешается.
На снимке: водный патруль ГАИ на водохранилище Вяча.