От винта!

Взгляд на пожароопасный период из иллюминатора вертолета
Взгляд на пожароопасный период из иллюминатора вертолета

Тысячи людей в погожие деньки хлынули за город. Результат? В выходные лес горел 38 раз, не однажды спасатели выезжали на торфяники, сухую траву тушили 93 раза. Большого огня удалось избежать лишь стараниями пожарных расчетов и летчиков «Беллесавиа» МЧС. Спасатели не первый год наблюдают за ситуацией на земле с воздуха. На этот раз на борт вертолета Ми–2 поднялся корреспондент «СБ».

— Патрулирование — довольно монотонная работа, — сразу предупредили меня летчики. — Никакой романтики!

Пять, четыре, три, два, один... От винта! Наш малютка Ми–2 взмывает вверх. Теперь я понимаю, почему в МЧС отводят такую роль авиации. Воздушный патруль замечает от 40 до 60 процентов всех пожаров! С высоты в триста метров все как на ладони: можно рассмотреть каждую просеку в лесу, посчитать изгибы речушки, ловко огибающей опушку соснового бора, очертить взглядом контуры живописно раскинувшихся полей. Красота!

Однако авиаторам некогда любоваться природой. Их дело — ее спасать. От костров, палов травы, лесных пожаров. За три с половиной часа нам предстоит облететь две пятых Минской области. Маршрут: Плещеницы — Крупки — Березино — Шацк — Столбцы — Молодечно. На машине пришлось бы колесить целый день. Но даже на джипе не всегда можно преодолеть болотные топи и бездорожье.

Другое дело вертолет. Чуть виднеется на горизонте дымок — сразу направляемся туда. Через считанные минуты мы уже в Червенском районе. Внизу языки пламени жадно лижут прошлогоднюю траву, оставляя на земле черные квадраты. Рядом трактор обновляет кромку поля. Неужели не замечает? Сомнительно!

— Весенние палы чреваты серьезными последствиями, — замечает пресс–секретарь Минского областного управления МЧС Анастасия Клебан. — Случается, пламя перекидывается на дома, деревья. Пожары уничтожают целые гектары леса... А экологи утверждают, что вместе с сухой травой поджигатели убивают всю флору и фауну. У работников СПК своя правда. Мол, так легче пахать поле.

Старший летчик–наблюдатель минского авиаотделения «Беллесавиа» Дмитрий Пшонко немедля связывается по радиостанции с местным лесхозом. Оказывается, там уже в курсе. Система оповещения пожаров в действии! А председателю СПК вскоре предстоит не самый приятный разговор с инспекторами государственного пожарного надзора.

В Борисовском районе горит свалка. Ветер дует в сторону деревни Новоселки. Ее жители буквально задыхаются в зловонном дыму. Дмитрий Пшонко снова диктует в микрофон координаты места ЧП. «Спасатели выехали!» — слышит в ответ.

Самый серьезный пожар — близ Минска. Около Колодищ бушует пламя. Огонь раскинулся не на один гектар. Едкий запах гари проник даже в кабину вертолета. Внизу — череда коттеджей. Никто из их владельцев даже не набрал 101!.. Кто знает, чем бы все обернулось, если бы не наш патруль...

— И это только начало «пожарного» сезона, — снимает наушники Дмитрий Пшонко. — Скоро народ на пикники поедет. Повеселились, костер не потушили, а утром поднялся ветер и пошло плясать пламя. Такой вот «человеческий фактор»...

— Самые «горячие» районы — Минский и Пуховичский, — включается в беседу Анастасия Клебан. — Здесь много дачных поселков. Весной — летом население увеличивается едва ли не вдвое за счет переехавших минчан. Пожарные расчеты — нарасхват. А определить точные координаты помогает авиация.

Казалось бы, наблюдать с воздуха за ситуацией на земле довольно просто. Но от постоянного напряжения устают глаза. От однообразного гула вертолета не спасают даже специальные наушники! Для ориентировки — целая кипа карт, а параллельно нужно связываться с лесхозами... За три с половиной часа мы обнаружили с десяток палов и два пожара. Но равноценны ли усилия и полученный результат?

«Конечно!» — даже не сомневаются спасатели. Часто с земли определить угрозу нереально. Неизвестны ни масштаб, ни место. Подумаешь, вьется дымок. Вдруг это всего–навсего костер? Арифметика в «Беллесавиа» МЧС проста. Каждый час полета, к примеру, на Ми–2 обходится в 400 — 450 у.е. Чем раньше обнаружишь пожар, тем меньше времени понадобится, чтобы его потушить. А сколько кубометров леса удастся спасти! В сухом остатке — экономия сил, времени и денег.

Справка «СБ»

Каждый день при таком классе пожароопасности в воздух поднимаются 15 бортов МЧС по всей стране. В распоряжении «Беллесавиа» — 21 воздушное судно: четыре самолета Ил–103, девять самолетов Ан–2 и восемь вертолетов Ми–2. Три самолета Ан–2 могут тушить огонь с воздуха, а еще один — вести аэрофотосъемку.

Фото автора.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter