От Вербного воскресенья до Воскресения Христова

За неделю до Пасхи, 17 апреля, христиане отмечают один из двенадцати главных праздников Православной Церкви — Вход Господень в Иерусалим. О праздновании его упоминается еще в IV веке, о знаменательных событиях рассказывают все четыре евангелиста.

Иисус Христос со своими учениками отправился в Иерусалим на праздник Пасхи, установленный в честь освобождения израильского народа от египетского рабства. Народ, узнав о чудесах, которые творил Иисус, с радостью встречал его как своего Спасителя. У евреев тогда существовал обычай: в Иерусалим цари-победители торжественно въезжали на конях или ослах, а народ с ликованием встречал их, махая пальмовыми ветками. Вот и в этот раз, поверив в могущество Христа, народ признал в нем царя, который пришел освободить их. Под ноги ему бросали пальмовые ветви и даже постилали  свои одежды. И только Иисус Христос знал, что путь этот ведет к Кресту и Голгофе…

На Руси праздник отмечается с Х века и получил второе название — Вербное воскресенье. Веточки вербы ассоциировались с пальмовыми. Их использовали, скорее всего, потому, что это дерево раньше других просыпалось от зимней спячки и давало почки — красивые пушистые «котики», как их называют в народе. Если зима была долгая, веточки заготавливали заранее, чтобы к празднику они распустились. В праздник Входа Господня в Иерусалим в церквях они освящаются в память о торжественной встрече Господа с жителями Иерусалима. С этого момента веточки становятся почетной святыней в доме. Их хранили за образами в течение года. Считается, что верба приобретает святую силу, способствует плодородию и будущему урожаю, наделяет людей и животных здоровьем, предостерегает от болезней, нечистой силы. В связи с этим сложились и сохранились до сего дня народные традиции. Придя из церкви, наши предки обходили с освященной вербой все хозяйские постройки, ульи, огороды, ударяя по три раза в разных местах и оставляя там по веточке. Легонько хлестали веточками каждого члена семьи и домашних животных, приговаривая: «Не я бью, верба бьет, пусть на здоровье живет!» Перед первым выгоном в поле домашних животных давали им съесть веточку.

Освященная верба использовалась в течение всего года в разных жизненных ситуациях. Во время грозы веточки ставили на подоконник, чтобы молния не попала в дом. Ею окуривали заболевшего члена семьи или домашнего животного. Окуривали, чтобы защитить от гибели, от «злого глаза» тельную корову, гнездо наседки… Через год оставшиеся веточки не выбрасывали, а сжигали отдельно и пеплом удобряли рассаду.

ВЕРБНЫМ воскресеньем заканчивается Великий пост. Начинается Страстная Седмица. В эти дни в церквях вспоминаются события земной жизни и служения Иисуса Христа. Все они знаменательны, но особое место занимают воспоминания о Тайной Вечере (в четверг), поклонение перед Плащаницей (в пятницу), которая символизирует смерть и погребение Богочеловека.

Сложились определенные традиции у нашего народа в подготовке и праздновании Пасхи. Обычно последняя, предпасхальная, неделя проходила в хлопотах. Христиане старались наготовить разной вкусной еды: солили, варили, пекли, обязательно готовили куличи, красили яйца. Наводили порядок в доме и возле него. В четверг, который назывался Чистый, ходили в баню. Девушки старались встать до восхода солнца и умыться холодной родниковой водой. В пятницу обычно спешили в церковь, чтобы исповедаться и причаститься, если не сделали этого в предыдущие недели Великого поста. В Великую субботу еще раз шли в баню, чтобы смыть грехи. Складывали в специальные корзинки куличи, крашеные яйца и другую еду, чтобы освятить ее в церкви. Кстати, обычай красить яйца имеет глубокие корни и исходит от давнего события. Однажды Мария Магдалина, одна из учениц Иисуса Христа, проповедовавшая в Риме, преподнесла в дар императору Тиберию белое яйцо со словами: «Христос Воскресе!» Удивился император: «Как может кто-то воскреснуть из мертвых? Трудно в это поверить. Так же трудно, как поверить, что это белое яйцо может стать красным!» И тут же яйцо стало менять цвет: порозовело, потемнело и стало ярко-красным.

В ВЕЛИКУЮ субботу свершается еще одно чудо, которое ждут все верующие: в далеком Иерусалиме из года в год на Гробе Господнем появляется Благодатный Огонь. Накануне Пасхи к месту погребения и воскресения Иисуса Христа из всех стран собираются паломники разных вероисповеданий и убеждений.

Утром в этот день под особым контролем во всем храме гасятся свечи. На середине ложа Живоносного Гроба устанавливают лампаду с маслом. По всему ложу раскладывают кусочки ваты. После осмотра полицией часовня над Гробом Господнем закрывается и опечатывается. Около полудня вокруг святой Часовни совершается Крестный ход. Затем Патриарх Иерусалимский разоблачается до подризника, с двери снимают печати, и он входит в пещеру Гроба Господня, держа в руках по 33 свечи — земной возраст Иисуса Христа. Патриарх молится в темноте в одиночестве. Молятся в ожидании Благодатного Огня все собравшиеся паломники — кто-то молча, кто-то громко, хором. Арабская молодежь по своей традиции бьет в барабаны, хлопает в ладоши, взбирается друг другу на плечи. Рассказывают, что в какой-то год арабов не пустили и не разрешили громко петь и кричать возле Часовни. И Благодатного Огня ждали до вечера. Когда все же их пустили, они снова пели и скакали, читая свои молитвы, — и только тогда сошел Благодатный Огонь. Богу угодны любые молитвы…

Иногда огонь приходится ждать 20 минут — час, иногда и больше. И всегда это явление верующие ожидают с трепетом и волнением… И вдруг на ложе Господнем появляются, как бисеринки, сверкания, превращаясь в синий огонь, от которого загораются приготовленные вата, лампада. Патриарх зажигает свои свечи и выносит Благодатный Огонь народу. Радуясь и ликуя, люди начинают передавать его от свечки к свечке. В течение первых 10—15 минут Огонь не обжигает. Никогда не бывает пожара, несмотря на море огня и множество людей.

У нас вечером этого же дня верующие собираются в церковь на Пасхальную заутреню, которая начинается в полночь и знаменует наступление Пасхи — Светлого Христова Воскресения.

Изначально праздник Пасхи был установлен первым Вселенским Собором в 325 году. В этот день весь христианский мир празднует Воскресение Иисуса Христа. Сам Бог стал человеком, умер за нас и своею смертью искупил грехи людей, а воскресением дал надежду на жизнь после смерти. Пасха, светлое Воскресение Христово — самый важный праздник всех христиан. Церковь называет его праздником праздников и торжеством из торжеств.

Празднование Пасхи продолжается сорок дней — столько Иисус Христос являлся своим ученикам после Воскресения. И на протяжении всех этих дней верующие обычно приветствуют друг друга словами: «Христос воскрес! Воистину воскрес!» Это приветствие содержит глубокий смысл праздника — радость победы Жизни над смертью, Света над тьмой, Истины над грехом.

В этом году в один день — 24 апреля — совпали Пасха Католическая и Православная.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter