От Ванкувера до Владивостока. Россия предложила проект Договора о европейской безопасности

В последних числах ноября нынешнего года на официальном сайте Президента России появился проект Договора о европейской безопасности. Сегодня текст этого проекта интенсивно обсуждается как внутри России, так и за ее пределами. В ходе встречи глав МИДов стран – членов ОБСЕ в Афинах в начале декабря российская дипломатия провела, можно сказать, первую презентацию своего проекта. Из Рима сразу  же  поступил  положительный сигнал, Берлускони  нашел документ Дмитрия  Медведева «интересным». Европейские дипломаты и политики выразили свою готовность «работать с документом».

Идея, впервые озвученная российским Президентом в июне прошлого года, приобрела новое качество. Она материализовалась в 14 статей, а значит, перестала быть простым пиар-продуктом, чем ее изначально считала европейская и американская политическая общественность. Наверное, идея российского Президента так и воспринималась бы, если бы  не события двух последних десятилетий, показавшие бессилие международного арбитража и обозначившие новые тенденции глобальной политики. В мире наконец поняли, что у односторонних действий могут быть апологеты не только в евроатлантическом пространстве и что не только оно будет иметь монопольное право на признание кого-то частью международной корпорации.
В прошлом году Россия сделала заявку  на  право  быть  полюсом  и  принимать  решения  в  сфере  международной политико-правовой субъектности. Такое нарушение «евроатлантической» монополии не на шутку встревожило Европу, которой наглядно показали, что может быть, если потихоньку, невзначай (как это было с момента объединения Германии) начать вытаскивать кирпичики из здания ялтинско-потсдамского мира. В этом контексте идея Медведева – договориться о некоем своде правил игры в стеклянном доме – стала восприниматься как минимум нейтрально. Что бы кто ни говорил на трибунах, всем не слишком ангажированным политикам и экспертам ясно: ялтинско-потсдамский мир стал достоянием истории. И хотя некоторые его элементы продолжают работать, сама система уже морально и материально устарела. Требуется новая, адекватная современному миру система безопасности, в которой интересы собственно Европы (в виде ЕС), США, России будут каким-то образом согласованы.
В проекте договора, опубликованного на президентском интернет-ресурсе, есть ряд  пунктов, которые имеют отношение не столько к практической политике, сколько к обозначению  российского  восприятия внешнеполитических устремлений Запада. Речь идет о недопущении расширения альянса. Например, текст говорит о том, что гипотетические «участники сотрудничают на основе принципов неделимой и равной безопасности, ненанесения ущерба безопасности друг друга. Любые меры в области безопасности, принимаемые каждым Участником настоящего Договора индивидуально либо совместно с другими Участниками, в том числе в рамках международной организации, военного союза или коалиции, осуществляются с учетом интересов безопасности всех других Участников». Расширение НАТО затрагивает российские интересы, хотя его эффективность для самого НАТО вызывает вопросы. И  скорее  всего    расширение будет остановлено благодаря пониманию самого Брюсселя, что расширение ради расширения исчерпало свои возможности. Как только альянс уяснит это, он остановится в своей нынешней точке. Или придумает какие-то доселе неведомые сферы для самореализации.
По справедливому замечанию некоторых экспертов, ряд положений требуют  конкретизации. В проекте, например, говорится, что «участник Договора, являющийся членом военных союзов, коалиций или организаций, добивается того, чтобы такие союзы, коалиции и организации соблюдали принципы, содержащиеся в Уставе ООН,… и чтобы решения, принимаемые в рамках таких союзов, коалиций и организаций, не затрагивали существенным образом безопасность одного или нескольких Участников Договора». В договоре предусмотрена возможность запроса информации его участниками о решениях, которые готовятся в альянсах или союзах. В таком случае Россия вправе потребовать сведения о решениях, обсуждаемых в НАТО.
Однако главное то, что проект Дмитрия Медведева оказался  весьма своевременным. Россия смогла инициировать серьезную внешнеполитическую дискуссию. На фоне кризиса стратегической мысли в России выдвижение внешнеполитической инициативы не постсоветского масштаба, а европейского уровня – факт позитивный. Россия мыслит себя  как часть европейского пространства безопасности – значит не как «евразийская особая сущность», а как часть Европы и даже Евроатлантики (естественно, с сохранением своих особых интересов и позиций). Сам общеевропейский язык вместо апелляций к «исконности» полезен нашим дипломатам и экспертам. К подписанию документа Президент России приглашает «все государства евроатлантического и евразийского пространства от Ванкувера до Владивостока», а также международные организации, такие как НАТО, ЕС, ОБСЕ, ОДКБ и СНГ. И последнее (по порядку, но не по важности). Сама идея определения новых правил игры в сфере безопасности в Европе «после холодной войны» нужна. 
В связи с этим важно отметить несколько принципиальных тезисов. Обсуждение договора ждет непростая судьба. Скорее всего жесткие договорные обязательства с Россией оттолкнут США и ЕС. Однако других альтернатив изменению ситуации внутри Европы, Евразии и во  всем мире не существует. Или нахождение общих правил, построение единого неразделенного пространства безопасности, или абсолютный геополитический постмодерн, при котором любые лобовые столкновения между игроками  становятся  непредсказуемыми.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter