От телевизора — к монитору

В каких масс-медиа белорусы сегодня черпают информацию?

Какими средствами массовой информации сегодня интересуются белорусы?

Недавно исследовательская компания «Pingdom» представила отчет о том, как изменялась мировая интернет-аудитория в последние пять лет. Выяснилось, что по итогам 2012 года число пользователей Всемирной паутины на планете достигло 2,27 млрд. Пять лет назад это число составляло всего 1,15 млрд., таким образом, за последние годы аудитория Интернета увеличилась вдвое. И даже несмотря на то, что лишь каждый третий житель Земли имеет сегодня доступ в Интернет, исследователи не могли не заметить сетевые СМИ сегодня явно теснят «традиционные» источники распространения информации. «Офлайн» проигрывает «онлайну» печатная пресса, радио и даже телевидение начали уступать новостным порталам, социальным сетям, блогам и твиттеру.

Не спеши ты нас хоронить…

Тема вытеснения одних СМИ другими, более прогрессивными не нова. Когда в 1920 году в США открылась первая коммерческая радиостанция под названием KDKA, стали говорить о том, что радио убьет прессу. Но так не случилось. После Второй мировой войны в Америке начался телевизионный бум. Опять же все заговорили о том, что телевидение должно убить радио. Но и этого не произошло. В октябре 1995 года был официально принят термин Интернет. За прошедшее с тех пор время традиционные СМИ если и уступили дорогу глобальной мировой компьютерной сети, но все равно не настолько, чтобы можно было говорить о том, что они больше не будут существовать. Суть вопроса сводится не просто к постепенному замещению «бумажных» СМИ интерактивными. Хотя, справедливости ради, следует признать: традиционные СМИ также постепенно теряют былую популярность. По информации газеты «The Economist», на крупнейшем рекламном рынке, в США, в 1950-х годах 90 % семей по вечерам смотрели программы центрального телевидения. Сейчас вечерняя аудитория этих программ сократилась до 20 %. А по данным аналитического отдела американского инвестиционного банка «Veronis Suhler Stevenson», число часов, которые люди посвящают просмотру телевизора, чтению журналов и газет, за последнее десятилетие постоянно снижалось.

Как сегодня такая ситуация выглядит в Беларуси?

Проведенное Белстатом обследование доступа населения Беларуси к СМИ и использования им информационно-коммуникационных услуг ставило своей целью собрать и обобщить информацию о том, с какими средствами массовой информации контактируют женщины и мужчины в возрасте 15-49 лет, а также как часто молодежь (в возрасте 15-24 лет) пользуется компьютером и имеют доступ в Интернет с помощью какого-либо устройства. Выяснилось, что в тройке «газета-радио-телевидение» лидирующая позиция ныне принадлежит именно последнему. Согласно результатам обследования 96 % представительниц прекрасного пола смотрят телевизор, как минимум, один раз в неделю. Чуть более половины женщин (51 %) как минимум, один раз в неделю слушают радио, а 77 % читают газеты. В целом 43 % наших соотечественниц контактируют со всеми тремя перечисленными видами СМИ не реже одного раза в неделю. В то же время, согласно данным Белстата, 1,3 % белорусок можно сказать живут в информационном вакууме они вовсе не испытывают регулярного воздействия печатных СМИ, радио и телевидения.

Понятно, что распространенность контактирования со СМИ среди женщин в значительной степени зависит от возрастной группы, к которой они принадлежат. Наименее активны самые молодые в возрасте 15-19 лет. Только 41 % из них слушают радио, 69 % читают газеты и 92 % смотрят телевизор хотя бы раз в неделю. Но по мере взросления интерес к новостям начинает расти. Наибольшая доля женщин, которые как минимум один раз в неделю слушают радио, отмечена в возрастной группе 40-44 года (56 %), читают газеты большей частью в возрастной группе 35-39 лет (83 %), а смотрят телевизор в возрастных группах 40-44 и 45-49 лет (по 99 %).

Кстати, различия в частоте контактирования со всеми видами СМИ наблюдаются и в зависимости от уровня образования: если среди женщин, имеющих диплом вуза, как минимум, один раз в неделю со всеми тремя видами СМИ контактируют 48 %, то среди женщин, имеющих только общее базовое образование, 28 %.

Среди регионов доля женщин, контактирующих со всеми тремя видами СМИ не реже раза в неделю, варьируется от 36 % в Гомельской области до 57 % в Гродненской области.

Один из «женских» анекдотов об истинном месте мужчины в семье оказался весьма метким. Представителей сильной половины белорусов, действительно, в основном можно найти на диване у телевизора. По результатам обследования Белстата, в целом по республике мужчины чаще женщин предпочитают контактировать со всеми тремя видами СМИ, и наиболее популярным их видом остается телевидение. Выяснилось, что 96 % джентльменов в возрасте 15-49 лет смотрят телевизор, как минимум, раз в неделю. В свою очередь не менее одного раза в неделю слушают радио 67 % белорусских мужчин, а читают газеты 72 %. Хотя бы раз в неделю контактируют со всеми тремя видами СМИ 52 % наших соотечественников. А вот доля мужчин полностью игнорирующих медийное пространство и не читающих ни газет, ни журналов, не смотрящих телевизор и пренебрегающих радиоэфирами, сравнительно невелика их всего 1,3 %.

Как заметили специалисты Белстата, распространенность контактирования мужчин со всеми видами СМИ, также как и для женщин, зависит от их возраста, уровня образования и региона проживания. Представители старших возрастных групп по сравнению с молодыми более активны. Так, среди мужчин с высшим образованием вероятность контактирования со всеми СМИ, по крайней мере, один раз в неделю в 3,5 раза выше, чем среди мужчин, имеющих общее базовое образование.

Выход в сеть

Специалисты говорят, что, аналируя историю белорусских новостных сайтов, можно выделить несколько этапов их развития. Сначала интернет-СМИ боролись за немногочисленную аудиторию, искали интересную информацию, надеялись на большие поступления от размещения рекламы в будущем. Постепенно интернет-пользователей в Байнете становилось все больше, и многие из них стали постоянными посетителями новостных сайтов. В свою очередь журналисты стали давать оперативную информацию об актуальных событиях, обгоняя по скорости предоставления данных ТВ, радио и печатные издания. Со временем это привело к тому, что Интернет стал источником новостей даже для традиционных СМИ.

Такое положение дел совсем неудивительно аудитория интернет-пользователей в Беларуси увеличивается довольно бодро. В ходе выборочного обследования домашних хозяйств по уровню жизни специалисты Белстата выяснили, что доля семей, имеющих персональные компьютеры в 2012 году, составила 52% от общего числа опрошенных, а доступ к Интернету с домашнего ПК по состоянию на начало 2013 года был у 48 % семей.

По результатам обследования использования белорусами ИКТ в своей повседневной жизни, выяснилось что наши соотечественники весьма активные «юзеры». Так, почти все молодые женщины когда-либо пользовались компьютером (99 %), а 95 % пользовались Интернетом. Молодые мужчины им не уступают. По статистике, 98 % их когда-либо работали на ПК и 94 % хотя бы раз в жизни заходили во Всемирную паутину. Понятно, что выражение «хотя бы однажды» в данном контексте звучит весьма иронично — белорусы бывают в Интернете частенько. В течение последнего месяца, как минимум, один раз в неделю компьютером пользовались 92 % и Интернетом -- 88 % молодых мужчин.

Понятно, что доступ в Интернет в Беларуси имеет свои особенности в зависимости от региона. Так, жительницы Минска и Гродненской области бывают в нем немного чаще, нежели представительницы других областей. В общей сложности около 96 % минчанок и гродненчанок в прошлом месяце выходили в Сеть. А вот наименее активными оказались жительницы Могилевской области: посещали новостные сайты, делали записи в социальных сетях всего 82 %.

Различия показателей использования ИКТ в зависимости от основных характеристик молодых мужчин в целом такие же, как и среди молодых женщин. Более активно компьютером и Интернетом пользуются мужчины в возрасте 15-19 лет (98 % и 89 % соответственно), жители городов и поселков городского типа (96 % и 93 %), Минска (98 % и 95 %) и Гродненской области (98 % и 99 %), а также молодые люди, имеющие высшее образование (99,7 % и 99,5 %). Среди пользователей компьютера и Интернета не реже одного раза в неделю доля молодых мужчин из наиболее обеспеченных домохозяйств составила соответственно 98 % и 97 % против 78 % и 68 % среди представителей из наименее обеспеченных домохозяйств.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter